Ирина Зотова
Статья «Я люблю тебя, Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я люблю тебя, Родина!»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через музыкальную деятельность.
Живет на земле человек. Он маленький, земля – огромная. Человек занимает на земле очень мало места, ровно жук в поле. Но человек не один – на земле живет много людей. Они занимают всю землю.
В небе журавли летают стаями, в лесу под елями стоит мохнатая шапка – муравейник, в нем живет муравьиная семья. В море рыба ходит косяками. И люди тоже вместе живут. Так жить легче и веселей.
Тех людей, что живут вместе, говорят на одном языке, делают общее дело, зовут одним словом – народ.
Темочки:
Народов много на земле, и все они живут в разных частях её. То место, где народ живет, зовется родиной.
Идет человек по земле. К одним друзьям заходит в гости, к другим. Там человек поживет, тут поживет. Хорошо в гостях! В доме гостю всегда рады: и накормят всласть, напоят вдоволь и спать мягко уложат. Живет человек в гостях день, другой. Нравится ему. На третий день чувствует он: что-то не то. Постель мягка – да не так. Хлеб вкусен – да не так. И людей вроде отрывать неудобно от дел, заняты они. Все не так. И человек идет домой. В гостях хорошо, да на родине лучше, – говорят люди. Потому что она одна. Все самое главное у человека – одно. Жизнь – одна, сердце – одно, мать – одна.
И родина тоже одна.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Великое стихотворение Есенина патриотического содержания гласит:
«Белая берёза под моим окном»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Почему наши дети, получив прекрасное образование, среднее и высшее, уезжают из родных мест? В более крупные города, а то и за границу?
- Может быть, потому, что с детского сада на занятиях мы рассказываем о красотах средней полосы России, а по телефону и в кругу друзей восхищаемся Египтом и Турцией? Может быть, интереснейшие рассказы об Африке, Индии внушают мысль о том, что там хорошо, где нас нет?
Молодые люди, подростки, сидящие на лавочках с бутылками пива, пачками сигарет и кучей семечек – не есть ли это продукт двойной морали взрослых?
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
---воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь зарождается.
Большую роль в патриотическом воспитании дошкольников играет музыкальное воспитание.
Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем в детях любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему посёлку, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Эта тема очень любима детьми. Я рассказываю детям о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами.
Большое внимание уделяется теме Великой Победы. В этой теме я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. На таких праздниках мы организовываем встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятным местам.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях я разучиваю с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:
«Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!» И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Помимо этого программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая, Слонов и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.
Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
Нравственно-патриотическое воспитание - это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город. … Мы говорим детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Огромное значение имеет пример взрослых, близких людей или ровесника.
Вспоминается случай, рассказанный родственником. Они хотели познакомить четырехлетнюю девочку, которая приехала в гости из Лондона, с русским лесом. По дороге в автомобиле родственник-москвич угостил девочку - иностранку яблоком. Она съела, и положила его на ладонь. Машина едет – она держит. Москвич, желая ей помочь, открывает окно и выбрасывает огрызок за окно. Как начала она лопотать! «Что она хочет?» - спросил москвич ее родителей. «Она хочет, чтобы мы вернулись и подобрали этот огрызок, так делать нельзя!» - ответила ее мама. Знаете, как успокоил её москвич? Он сказал: «Не волнуйся, в России можно».
Вот когда мы будем возвращаться за выброшенным мусором, а ещё лучше не выбрасывать из окна, с балкона, в подъезде, мимо мусорного ящика – вот тогда мы будем патриотами своей страны, как эта четырёхлетняя девочка!Нетрудно передать ребенку знания об эстетической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее, выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.
В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях стало пропадать чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Появилось равнодушие по отношению друг к другу, и даже к близким и родным. Детям чужды стали такие понятия, как «милосердие», «сочувствие», «сострадание», «уважение».
Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за свою страну, народ – необходимы всегда.
«Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», - сказал Путин В. В.
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли песня, шутка, юмор, игра».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Как говорил А. Н. Кузнецов: «Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи»
10 минут – это так мало для того, чтобы раскрыть глубину вопроса «нравственно-патриотическое воспитание», но, может быть, и много для того, чтобы соединить всё сказанное в одной ё мкой фразе:
«Я люблю тебя, Родина!»