альфия васильева
Конспект НОД «Люблю тебя, моя Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Каменно-Ангарск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
конспекта НОД
по теме
«Люблю тебя, моя Россия!»
Подготовительная,старшая группы
Васильева Альфия Чингисовна
С. Каменно-Ангарск
Содержание:
1. Введение …. ….3
2. Методическая разработка ….3
3. Конспект НОД ….6
4. Заключение ….…11
5. Список литературы ….….….12
6. Приложение 1 «Презентация» …13
7. Приложение 2 «Пословицы и поговорки о Родине»…24
Публикация «Конспект НОД „Люблю тебя, моя Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
8. Приложение 3 «Описание танца «Хоровод»…. ….25
9. Приложение 4 «Старославянские орнаменты»…. …. 27
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. За последние годы в нашей стране произошли большие изменения. Это касается и нравственных ценностей и отношения к событиям нашей истории. Отношение к Родине у людей часто бывает откровенно негативным. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. Именно поэтому проблема патриотического воспитания дошкольников приобретает особую значимость. Определенный результат могут принести и обновление содержания образования, и появление множества инновационных программ. Но, сформированность интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» возможна только в случае планомерной, систематичной и взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, а также путем вовлечения родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия. Задача педагогов — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Творческая интерпретация этих впечатлений и знаний позволит педагогам наиболее полно реализовать задачу воспитания будущего гражданина своей страны.
Методическая разработка «Люблю тебя, моя Россия!»
В последнее время данной проблеме уделяется большое внимание. Разработаны методические пособия по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Данная методическая разработка предназначена для проведения обобщающего педагогического мероприятия с детьми 6 – 7 лет,по теме «Большая и «малая Родина».
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения педагогических мероприятий по образовательной области «Социально-коммуникатическое развитие».
Цель мероприятия: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему).
Задачи:
• Образовательные:
- расширять, систематизировать и закреплять знания о Родине, России, продолжать формировать целостную картину мира;
- формировать первоначальные представления о государстве (президент, правительство, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
- расширять представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе,
• Развивающие:
- учить детей составлять распространенные предложения, совершенствовать грамматический строй речи;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову;
- закрепить знания о древнеславянских символах, развивать художественный вкус при выборе и составлении узора.
• Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, поэзию, музыку, танец, игру;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Обогащение и активизация словаря: Родина, Русь, Россия, традиция, герб, гимн, флаг, скипетр, держава, карта,, географическое положение, народ, любить, ценить, уважать, символика, хоровод.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникативно-личностное развитие:
Развивать коммуникативную деятельность детей в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Активизировать словарь. Совершенствовать речь как свойство общения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивать осознанное отношение к правилам безопасного поведения, правилам работы с оборудованием и материалами.
Познавательно - речевое развитие: Развивать и активизировать познавательно-исследовательскую, умственную деятельность детей, развивать логическое мышление.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать декоративное творчество детей, формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать художественный вкус, мелкую моторику. Развивать танцевально-игровое творчество детей, вызвать яркий эмоциональный отклик на музыкальный и художественный образ.
Физическое развитие: Способствовать сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей, обогащению двигательного опыта, умению ориентироваться в пространстве.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание физической карты России,; беседа; художественное слово; загадка; танец; пояснения; поощрение; самостоятельная деятельность детей; вхождение в образ; игра.
Оборудование и материалы: музыка МП-3, диск с русской народной музыкой, мультимедийная установка.
Демонстрационный: физическая карта России,, русский костюм для девочки, схемы старославянских узоров, презентация.
Раздаточный: куклы в русских костюмах для раскрашивания, краски, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
беседы о России, русском народе, Сибири и сибиряках, селе Каменно-Ангарск.
рассматривание иллюстраций, книг, атласов;
чтение произведений русских писателей о Родине;
составление описательных рассказов «Село, в котором я живу».
разучивание песен, стихов, танцевальных движений, пословиц и поговорок о России;
изготовление из теста кукольных фигурок и их покраска;
знакомство с древнеславянскими узорами;
изготовление макета, «Мое село».
Конспект НОД «Люблю тебя, моя Россия!»
1. Организационный момент.
Ребята, а вы не видели кукол, которых мы с вами сделали и собирались украсить сегодня? входит кто-то сегодня ваше занятие отменяется. Почему отменяется? Ваших кукол забрал безродный страшила и сказал, что вы все равно не знаете как их правильно украшать, Ребята, а что значит безродный? Ответы детей)Нет родины… странно, а разве так бывает? Может страшила просто забыл где находится его родина? А давайте отправимся в путешествие по нашей родине. может он услышит и узнает ее. если он знает как расписывать наших кукол, то он вероятно русский
2. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята а что означает слово «Родина»? (Родина – это место на земле, где родился.)
Кто из вас знает, как называется наша Родина, страна, где мы живем? А вы можете показать ее на карте?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем Яша
Тебя по-славянски назвали - Россия.
Верно. А столица нашей Родины как называется? Конечно, Москва. Покажите на карте.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
Я начинаю говорить пословицу, а вы продолжайте (Ответы детей).
Родина любимая, что матушка родимая.
2. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
3. Коли дружба велика, будет Родина крепка.
4. Родина - мать, умей за неё постоять.
- А как вы понимаете вот такую пословицу: «Жить – Родине служить»? (Ответы детей).
- Правильно, каждый гражданин своей страны должен любить свою Родину, беречь, защищать и приносить ей пользу
А как называется край, в котором мы живем? Правильно, Сибирь. А людей, живущих в Сибири, зовут сибиряками.
Сибирь – это часть России, нашей большой Родины. А как называется наша область?
_Ребята,посмотрите на полу лежат какие-то картинки,видно страшила очень торопился и выронил их. Давайте посмотрим (фото К-Ангарска)
Вы узнали, что изображено на фотографии?
А почему наше село так называется? Кто-нибудь может назвать мне свой адрес? (ответы детей).
(Приложение1. Презентация 1 – 14 слайды).
- Ребята, а чем наша страна отличается от других стран? ( Ответы детей: символикой: гербом, флагом, гимном; культурой, традициями, деньгами).
- Правильно. У России есть свое лицо. Лицо России – в государственной символике.
Просмотр презентации 15 -28 cлайды.
Ребята, а что тут на столе лежит? Дети отвечают. странно для чего тут эти полоски, красная белая и синяя.? и клей. что вы об этом думаете?
(дети говорят, что из них можно сделать флаг)
А что можете рассказать о флаге России, главном символе страны.
Сколько цветов нарисовано на российском флаге?
Что означают цвета на флаге?
Белый цвет березка
Синий неба цвет
Красная полоска –солнечный рассвет Сережа
( 17-ый слайд: Герб)
Ребята, Вам необходимо глядя на экран, выбрать правильный ответ. Поднимайте руку, не выкрикивайте.
У каждой страны есть свой государственный герб. Какой из представленных принадлежит России?
- Герб, также как и флаг, - главный отличительный знак страны. Что мы видим на красном поле?
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад. На восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый, Юля
Он – России дух свободный.
Над головами орла 3 короны,
Что он держит лапах? знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу. Запомните, как выглядит государственный герб России.
А сейчас загадка
( 18-ый слайд: Гимн)
1. Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны! (гимн)
гимн это (главная песня страны,
Кто написал музыку к нему?
-Александр Владимирович Александров.
-А стихи?
-Сергей Владимирович Михалков.
О чем поется в песне?
В государственном гимне России поется о том, как велика, могуча и прекрасна наша страна.
А где звучит гимн?
Гимн исполняют в особо торжественных случаях. Его принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы.
Давайте встанем и послушаем один куплет гимна России. ( 18-ый слайд: Гимн)
(19 – 28 слайды).
На фотографиях вы видите разных людей. Может вы кого-то узнали?
Да,правильно,это президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.
В каком городе находится правительство страны и работает президент Владимир Владимирович Путин (В Москве).
Столица России? (Москва). Москва – самый большой и очень красивый город России. Сердце Москвы – Красная площадь и древний Кремль. Что можно увидеть в Кремле? (дети показывают на слайде и называют достопримечательности) В Кремле можно увидеть много чудес: белоснежные соборы с золотыми куполами, богато украшенные дворцы, Царь-колокол – колокол-великан, огромных размеров пушку – Царь-пушку. По большим праздникам на Красной площади проходят военные парады и веселые гуляния.
На гуляниях люди играли в игры. а может и нам поиграть? Какую старинную русскую игру вы знаете?
«Веревочка»
Реьята а помните кАкие красивые строки написал поэт А. Прокофьев о России?- (Совместное чтение стихотворения А. Прокофьева)
В:- Где же ты, Россия, начиналась? Д: - На лугу и в поле за страдой.
В: - Чем же ты, Россия, умывалась? Д: - Родниковой чистою водой.
В: - Чем же ты, Россия, красовалась? Д: - Что цвело, брала себе в полон.
В: - От какого горя отбивалась? Д: - От того, что шло со всех сторон.
В: - Где же ты, Россия, расселилась? Д: - На холмах зеленых у воды.
В: - Как же ты, Россия, веселилась? Д: - От веселья плакали лады.
А без чего еще не проходило в старину ни одно гуляние?
( без веселых хороводов: люди брались за руки и водили хоровод вокруг русской березки. Посмотрите, какие хороводы люди танцевали в старину и какие танцуют сейчас. (29 -32 слайды). И я тоже предлагаю всем вам взяться за руки и образовать хоровод,
Хоровод (координация речи с движением).
Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.
входит страшила, в лохматом костюме. сбрасывает его, под ним русский костюм. Спасибо ребята вы помогли мне вспомнить мою Родину. Я тоже живу на этой прекрасной земле. И за это я отдам вам ваших кукол. только сможете ли вы правильно украсить их узорами? Знаете ли вы что означают знаки, которыми расписывали одежду в древней Руси?
в древности люди пытались разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Они стремились привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. Свои понятия о мире люди выражали условными знаками. Вот посмотрите, пожалуйста, на эти условные знаки.
Ребята, что обозначает прямая горизонтальная линия?
Дети: обозначала землю,
волнистая горизонтальная – воду,
вертикальная линия превращалась в дождь;
огонь изображался крестом,
а солнце – кругом.
В-ль: Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Возьмите своих кукол и составьте узор на их костюмах. ( Практическая деятельность детей: украшение костюмов кукол под музыкальное сопровождение, русские народные наигрыши, подведение итогов).
Ребята, а давайте наших кукол сегодня поместим в нашей русской избе,пусть наша изба напитается добрыми силами природы.
Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
А что вам особенно запомнилось?
А давайте свои чувства выразим в песне «У моей России длинные косички»
-А сейчас я приглашаю всех пить чай из настоящего русского самовара с традиционными русскими баранками.
Литература:
1. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России/ Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова// «Издательство Скрипторий». - 2003, 2007
2. Климов, А. Основы русского танца/А. Климов// Искусство. - 1994.
3. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду/Л. А. Лялина// - 2008.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой//МОЗАЙКА – СИНТЕЗ. - 2010.
5. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду/В. И. Петрова, Г. Д. Стульник// Мозаика – Синтез. -2006.
6. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян/Б. А. Рыбаков// Наука. -1994.
7. Шилова, А. С. Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала 20 века// Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №342. С. 94-97.
8. Духанин, В. Интернет/Стихи о России//sssr.hut.ru/ «Россия»
9. Прокофьев, А. Интернет/festival.1september.ru/articles/419652, «Где же ты, Россия, начиналась?»