Жанна Котельникова
Конспект ННОД по формированию временных представлений в средней группе
Конспект ННОД
«Временные представления дошкольников в средней группе»
Подготовила и провела Котельникова Ж. И.
Цель: формирование временных представлений в средней группе.
Задачи:
формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, времени);
закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 5;
Публикация «Конспект ННОД по формированию временных представлений в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
формировать пространственные представления через построение упорядоченного ряда по длине на основе зрительного сопоставления и сравнения;
развивать умения различать объекты по свойствам (форма, размер);
развивать умения сравнивать, соотносить, обобщать группы предметов;
закреплять понятие «времена года»; названий всех времён года, их последовательность, их различия, признаки времени года;
формировать основы безопасного поведения в природе, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям;
развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми;
Речевые задачи:
обогащать активный словарь антонимами (толстый – тонкий, большой – маленький);
упражнять в практическом согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже;
формировать умение строить простые распространённые предложения с помощью предлогов ПЕРЕД, ЗА;
стимулировать развитие самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми, через формирование речи – доказательства.
Материалы:
- картинки с изображением времени года;
- одна четвёртая круга белого, жёлтого, красного, зелёного цветов;
- макет сосулек на магнитах разной длины в количестве 5 штук;
- модель «Времена года»;
- карточки - схемы к блокам Дьенеша;
- три ведёрка
Ход:
Сюрпризный момент: Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона, прилетевшего в гости. (Закрепить на магнит к информационному полю) Он принёс задания, написанные на разноцветных шарах. Дети приветствуют Карлсона.
- Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
- Здравствуй, Карлсон!
Карлсон: Я к вам прилетел с шарами, а на них написаны задания.
1. Шар белый. Загадки о времени года.
Методические рекомендации: воспитатель берёт шарик белого цвета, на котором написаны загадки, загадывает их, дети отгадывают.
В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчёлы прячут мёд по кельям.
Много и тепла, и света,
Таким бывает только. ЛЕТО
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! ОСЕНЬ
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. ЗИМА
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт. ВЕСНА
2. Шар зелёный. Д/и «Назови время года»
Методические рекомендации: воспитатель выясняет у детей, каким цветом можно обозначить те или иные времена года. Дети отвечают, что зима – белым, т. к. снег белый, весна – зелёным, т. к. появляется первая зелень, лето – красным, т. к. всё красивое и цветёт, осень – жёлтым, т. к. листья жёлтого цвета. Воспитатель достаёт разноцветные части и предлагает детям назвать те цвета, которые соответствуют времени года. Затем воспитатель предлагает разложить цветные карточки в порядке следования времён года, затем читает стихотворение «Времена года». Предлагает детям посчитать, в каком порядке следуют друг за другом времена года. Задаёт вопросы о порядке следования времён года.
Воспитатель:
- Каким цветом мы обозначим зиму? (Зиму обозначим белым цветом)
- Каким цветом обозначим весну? (Весну обозначим зелёным цветом)
- Каким цветом обозначим лето? (Лето обозначим красным цветом)
- Каким цветом обозначим осень? (Осень обозначим жёлтым цветом)
Воспитатель задаёт вопросы детям:
- А сейчас у нас какое время года? (Сейчас весна)
- Какое время года наступает после зимы? (После зимы наступает весна)
- Какое время года наступает после лета? (После лета наступает осень)
- Какое время года было перед весной? (Перед весной была зима)
Воспитатель: Все времена года идут друг за другом в определённом порядке и составляют год. (ЧАСТИ ПОЛОЖИТЬ НА СТОЛ) Давайте, вспомним, в каком порядке идут времена года, начиная с зимы.
Воспитатель читает стихотворение:
Первой к нам ЗИМА идёт,
Новый год она ведёт
За зимой – второй – ВЕСНА.
Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах
И с малиной на кустах
А четвёртой ОСЕНЬ….
Лес наряд свой сбросил.
- Воспитатель: Что у нас получилось?
- Карлсон и дети: Получился разноцветный круг.
- Воспитатель: Это у нас модель года. В нём живут времена года.
Приложение рис 1.
Карлсон: Какое время года сейчас наступило? (Наступила весна)
Карлсон: Как вы узнали, что наступила весна? (Дети называют приметы весны - тает снег, солнце греет теплее, прилетают птицы из тёплых краёв, бегут ручейки, день становится длиннее и пр)
Карлсон: Около моего домика скользко, он чуть-чуть не упал.
Дети: Опасно гулять по крыше и можно упасть, а по улице надо ходить осторожно.
Воспитатель: Ребята, давайте, поможем Карлсону разобраться с приметами наступления времён года и на нашей модели расположим соответствующие карточки.
3. Шар красный. Д/и «Сравни сосульки»
Методические рекомендации: На мольберте прикреплены картинки с изображением сосулек разной длины. Детям необходимо определить какая сосулька длиннее, какая короче, выстроить сосульки в порядке возрастания. Сосульки пронумерованы от 1 до 5. Детям предлагается ответить на вопросы: какая сосулька по порядку самая длинная, самая короткая, сколько всего сосулек. Карлсон говорит, что наверно сосульки вкусные и похожи на конфеты. Он хочет попробовать их на вкус. Дети отвечают, что это опасно для здоровья и может заболеть горлышко.
Приложение рис. 2.
Карлсон: У меня на крыше выросли сосульки, они похожи на леденцы. Я сильно хочу попробовать одну сосулечку.
Дети: - Что ты, Карлсон, у тебя заболит горлышко и животик.
Воспитатель: - Ребята, давайте посчитаем, сколько сосулек? (Одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек. Всего 5 сосулек)
- Какие они? (Сосульки разные по длине)
- Какая по порядку сосулька самая длинная? (2 сосулька)
- Какая по порядку сосулька самая короткая? (5 сосулька)
- Ребята, постройте сосульки в порядке возрастания, начиная с самой маленькой.
- Ребятки, вы устали? Давайте немного отдохнём и разомнёмся.
4. Физминутка «Ярко светит солнце»
Методические рекомендации: физминутка проводится для смены видов деятельности
Ярко светит солнце, землю нагревает --- поднять руки вверх
Снег и лёд на реках под лучами тает. --- присесть, дотронуться руками до пола.
Мы увидим травку, первые цветочки. --- поднимать вверх согнутые в локтях руки, растопыривать пальчики
И на ветках скоро уж набухнут почки. --- развести руки в стороны.
5[i]. Шар жёлтый. Д/и «Собери льдинки» (с блоками Дьенеша) [/i]
Методические рекомендации: Карлсон говорит, что когда он пролетал недавно, то увидел большую замёрзшую лужу, он наступил на неё, и лёд разломился на разные по форме и размеру льдинки. Дети предостерегают Карлсона, что по льду надо ходить осторожно, можно упасть. Карлсон предлагает детям разделить льдинки по двум признакам: толщине и размеру; форме и размеру; толщине и форме. Воспитатель показывает блоки Дьенеша (льдинки, дети выполняют задание. Карлсон благодарит за помощь.
Воспитатель: - На какие геометрические фигуры похожи льдинки? (Они похожи на квадраты, треугольники, прямоугольники, круги)
- Ребята, давайте для Карлсона соберём цветные льдинки в три ведёрка в соответствии со схемами, нарисованными на картинках. В первое ведёрко – толстые и маленькие; во второе ведёрко – тонкие и большие; в третье ведёрко – толстые и квадратные.
Приложение рис. 3
3Дети собирают блоки – льдинки. Затем проверяют правильность выполнения задания.
Дети выполняют задание, Карлсон благодарит.
6. Шар оранжевый. Д/и «Заполни квадрат»
Методические рекомендации: Воспитатель предлагает детям заполнить пустые клеточки квадрата, найдя закономерность в их расположении. К мольберту подходит тот ребёнок, который первым справился с заданием.
Приложение рис. 4.
- Посмотрите, какой картинки не хватает в каждой строке? Заполните пустые клетки.
Карлсон благодарит детей за то, что они справились с его заданиями, рассказали о весне, дарит им воздушные шары и прощается.
Литература:
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС, 2004, 244 с.
2. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
3. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
4. Игры, задания и упражнения математического содержания для детей 3-5 лет. / автор-составитель Л. И. Ермолаева. – Иркутск, 2005.
5. Нищева Н. В. Игры и упражнения - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС, 2010,
6. Куркова Л. П., Улитенко Е. В. Перспективный план по развитию речи.
7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство: Учебно-методическое пособие/ под ред. А. Г. Гогоберидзе – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВЛ «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013 – 304 С.
Приложения к конспекту педагогического мероприятия
«Временные представления дошкольников в средней группе»
Рис 1. «Модель: «Времена года»
Рис. 2
1 2 3 4 5
Рис. 3 и ; и ; и
1 2 3
Рис. 4