Лилия Тарушкина
Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке»
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.
Публикация «Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке (из опыта работы)» размещена в разделах
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала при проведении прогулок взаимосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей. Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время прогулок должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.
Прогулка - самый благоприятный режимный момент для овладения детьми основными видами движений. Каждая прогулка для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.
При планировании прогулки основная задача состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений. Дети на прогулке практически все время двигаются, за исключением того времени, когда проводится то или иное наблюдение. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Мы имеем возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.
Когда планируем содержание прогулки стараемся правильно распределять физическую нагрузку детей в течение всей прогулки, чередуя спокойную и двигательную деятельности детей. Так же мы опираемся на планы физкультурного руководителя и стараемся на прогулке со всей группой и индивидуально закрепить те виды движений, с которыми дети знакомились на физкультурных занятиях. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения : бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель. Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Мы постоянно обращаем внимание родителей, на то, чтобы они одевали детей по сезону, не кутали их, отчего они перегреваются, им трудно двигаться и они чаще болеют. Работа с родителями постоянно ведется в данном вопросе, стараемся объяснять, как правильно одевать ребенка.
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру включаем дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей.
Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико - эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Малоподвижных детей стараемся активизировать, занимаемся с ними индивидуально и подгруппами. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных игр на прогулку :
-СЕЗОННОСТЬ
Зимой - " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";
Осенью - " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";
Весной - " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";
-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ
Например : тема недели - " Защитники Отечества"
подвижные игры: " Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";
- СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЫ ИГРЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОМУ ВИДУ ДВИЖЕНИЙ
Например:
Закрепляемый вид основных движений - владение мячом;
Подвижная игра - " Мой веселый звонкий мяч".
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Интерес к игре, самостоятельной деятельности у детей поддерживаем подбором выносного материала. Не малую роль играет участок. Украшенный участок вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Поэтому мы каждый год стараемся внести что-то новое в наше пространство.
Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
«Организация разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель группы ЗПР
Тарушкина Л. Н.