Кузина Татьяна
Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 2–3 лет через знакомство с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет через знакомство с произведениями художественной литературы»
Разработала: воспитатель 1 младшей группы
МБДОУ «Детский сад № 92»
Кузина Татьяна Александровна.
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста. Раскрыта её роль в общем развитии детей. Приведен ряд методов развития речи. Отмечены ее результаты через освоение произведений художественной литературы.
Ключевые слова: речь, общее развитие ребёнка, произведения художественной литературы.
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Именно здесь закладываются основы интеллекта и здоровья детей. Это период наиболее быстрого, интенсивного развития всех психических процессов мышления, памяти, внимания, воображения, среди которых большое значение приобретает речь. Она становится не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством регуляции собственного поведения человека. [8] Она является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок своеобразная речь малыша. Она есть единство слова и мысли. [6] В этом возрасте ребенок начинает запоминать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может повторять за взрослым сложные фразы и слова, обобщать предметы по сходным признакам, устанавливать между словами простейшие связи, делать простые сравнения, устанавливать причинную зависимость часто повторяющихся явлений, но пока только наглядно-действенного характера (что видит, с чем действует). На 3-ем году жизни активно совершенствуются все стороны речи (очень быстро, в 3-4 раза, по сравнению с предыдущим возрастов, пополняется словарь, формируется звуковая культура речи, грамматически правильное произношение слов и фраз, качественно улучшается умение строить предложения). [5] В это время возникает потребность общения со сверстниками. [2,10]
Художественная литература является важным источником и средством развития речи детей. Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. В стихах дети познают ритмичность, напевность речи. В сказках – меткость, выразительность. Разные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности, меткости и образности. Речь становится образной, живой, если развивается умение использовать различные выразительные средства. [1,4,5] Здесь важно обращать внимание на образный язык сказок, которым присуща динамичность действия, простота и образность народных выражений, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых форм фольклора: потешек, песенок, где ребенок лучше усваивает речевые образы и текст, загадок, которые дают возможность к интересной, живой беседе. [3,5,9].
Согласно ФГОС ДО речевого развития является одним из приоритетных направлений в развитии и образовании детей дошкольного возраста, которое предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Как говорил К. Д. Ушинский: «Родное слово основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». [9]
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию речи у детей. Поэтому я начала свою работу с обучения детей играм по развитию речи, учитывая их индивидуальные особенности. Перед игрой с детьми обсуждалось ее содержание, отрабатывались необходимые жесты, движения. При необходимости детям оказывалась помощь. В ходе своего опыта по данной теме мною были подобраны и применены пальчиковые, театрализованные, дидактические игры, пособия и занятия, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей. [7]
Я поставила цель: развивать речь у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы.
Освоение произведений художественной литературы проходит через разные формы образовательной деятельности.
Это дидактические игры и пособия: «Из какой мы сказки?», «Карусель», «Речевой кубик», «Наши уточки с утра», «Птичий двор» и др.
Пальчиковые игры: «Идет коза рогатая», «Сорока, сорока…» и др.
Театрализованные игры: пальчиковый театр «Сорока, сорока…», «Наши уточки с утра», театр на палочке «Маша и медведь», театр на фетре «Колобок», театр на магнитах «Лиса и заяц», «Теремок», театр перчаток «Наши уточки с утра», театр ходим пальчиками «Репка» и др. [7]
Беседы по книгам, иллюстрациям: «…
Занятия: «…. [2]
Дети играют с представленными играми и пособиями, с большим интересом участвуют в занятиях и беседах, тем самым обогащая и накапливая опыт по развитию речи.
Среди всего многообразия мною подобранных и созданных своими руками игр и пособий, хочется особое внимание уделить дидактическому пособию «Речевой кубик» по произведениям Агнии Барто.
Он представляет собой куб, на каждой грани которого представлено одно из стихотворений автора. Дети любят ее стихи. Перед ними, как в волшебном зеркале, отражены они сами с их переживаниями, чувствами и эмоциями. В пособии дети не только знакомятся с произведениями, но и могут обыгрывать их, выстраивая сюжет.
Кубик использую на занятиях, в индивидуальной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Цель данного пособия:
- Формировать навыки речевого общения с окружающими на основе овладения произведениями А. Л. Барто, через дидактическое пособие «Речевой кубик».
Задачи:
- Учить наблюдать детей за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом.
- Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Формировать понимание обращенной речи сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее.
- Поощрять попытки прочесть наизусть текст полностью или с помощь взрослого.
- Привлекать детей к многократному повторению одного и того же хорошо знакомого произведения.
- Приобщать к посильному участию в рассказывании взрослого: жесты, мимика, действия, отдельные слова.
- Стимулировать подражание речи взрослого человека.
- Активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации.
- Приобщение к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Правила игры с пособием
Вариант № 1
Выбрав для знакомства одно из предложенных произведений, например, «Девочка-ревушка», воспитатель берёт фигурки и выставляет их последовательно согласно тексту прочитанного произведения. В результате мы не только читаем выбранное стихотворение, но и показываем его с помощью фигурок- персонажей, что усиливает эффект восприятия и помогает ребёнку понять и представить сюжет данного стихотворения. (Ведь при желании можно потрогать персонажей: погладить шерстку у лошадки, покатать кораблик по ручейку и т. д.) Игру можно повторить несколько раз. И так с каждым комплектом фигурок-персонажей, изображенных на данном пособии.
В результате использования дидактического пособия «Речевой кубик», дети:
1. познакомились с поэзией Агнии Львовны Барто;
2. научились слушать, запоминать небольшие по объему стихотворения;
3. читать наизусть стихи, не торопясь, четко выговаривая слова, окончания слов;
4. сформировалось бережное отношение к книгам.
Дидактическое пособие «Карусель потешек».
Пособие представляет собой карусель с иллюстрациями потешек. Иллюстрации можно менять. Для этого создана картотека потешек, рассказов и сказок. Пособие чаще использую в индивидуальной работе с детьми при знакомстве или закреплении потешек.
Пособие очень нравится детям. Потешки доставляет малышам радость. Они с интересом вслушиваются в их звучание, улавливают ритм. Вращая карусель, сам или с помощью воспитателя, ребенок находит иллюстрацию прочитанной потешки, рассматривает ее и со временем запоминает ее слова, стараясь четко произносить гласные и согласные звуки, говорить в нужном темпе и ритме, с разной силой голоса.
Благодаря работе с пособием, у детей:
• обогатился и активизировался словарь;
• усовершенствовались произношение гласных и согласных в словах, темп речи;
• появилась эмоциональная непроизвольная выразительность речи;
• появилось стремление использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира;
• повысился интерес к художественной литературе.
После проведённой работы значительно пополнился словарный запас, речь детей стала более четкой и грамотной, улучшилось произношение слов, гласных и согласных звуков, окончаний, сочетаний предлогов с существительными и прилагательными, глаголами, предложения стали более правильно выстроены, нормализовался темп речи, появилась ее выразительность, нужная интонация.
Источники:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь - М: Просвещение, 1986.
2. Гербова В. В. Развитие речи 2-3 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2018
3. Гербова В. В. Приобщение детей 2-7 лет к художественной литературе. – М. : Мозаика-синтез, 2016.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. – М: Просвещение, 1986.
5. Левченко Е. В. Роль художественной литературы в развитии речи детей. Вопросы дошкольной педагогики. - № 7(17). – С. 9-12. – 2018.
6. Павлова Л. Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления. - М. : М. : Мозаика-синтез. Творческий центр «Сфера», 2003
7. Павлова Л. Н. Развивающие игры с детьми с 1-3 лет. - М. : Мозаика-синтез, 2016
8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М: Просвещение, 1984.
9. Ушинский К. Д. Родное слово. – М. : Просвещение, 1968.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). - М. : Мозаика-синтез, 2010.