Получи документы

Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

Гунель Биннатова
Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы- «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста».

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А.

Публикация «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста» размещена в разделах

Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность - сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.

Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.

Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, мы постарались создать соответствующую предметно-пространственную среду.

В которой главное место отвели центру экспериментирования «Песок-Вода». В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки.) нет.

С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами.

Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что у водички есть своя «песенка».

С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. В этом возрасте главное сформировать навыки самообслуживания.

Познакомили детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек.

В процессе работы знакомили детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как - горох и фасоль (игра «Перебери фасоль и горох»).

Экспериментирование с песком и с водой постоянно организуем в своей группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними. Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Исследовательскую деятельность стараемся включать в разные виды деятельности : в игру, на занятие, прогулку.

В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчиваются неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаем детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой, а также способами сделать песок пригодным для лепки.

С помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире. Любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями мы стараемся многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка). Именно поэтому, привлекаем родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

Родительский уголок

Беседы

«Семейные встречи»

Тематические консультации

Опросы, анкетирование.

Нацеливаю родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

И в заключении хочу особо отметить, что работая в системе по внедрению экспериментальной деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная исследовательская деятельность детей дошкольного возраста Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на­блюдать. В. Сухомлинский Введение. Мы живем в стремительно меняющемся мире,.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.

Непрерывная образовательная деятельность с детьми раннего возраста «Поможем петушку»Непрерывная образовательная деятельность с детьми раннего возраста «Поможем петушку» Ранний возраст - это очень интересный и ответственный период жизни человека. Именно в этом возрасте формируются такие качества, как познавательная.

Педагогическая гостиная «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний период»Педагогическая гостиная «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний период» В феврале продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Поисково-исследовательская деятельность детей раннего возраста в зимний.

Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной»Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной» 3 апреля продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста.

Плакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возрастаПлакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста "Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит"! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.

План по самообразованию «Проектная деятельность в работе с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» ГОРОД ДОЛИНСК САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТь ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс» Пояснительная записка Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям.

Проектная деятельность с детьми раннего возраста «Домашние птицы» Проектная деятельность с детьми раннего возраста «Домашние птицы». Составили: Вахрушева Е. М., Перевозчикова Н. Г. Наши уточки с утра –.

Совместная образовательная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи «Верные друзья» Совместная образовательная деятельность с детьми раннего возраста по развитию речи «Верные друзья»» Цель: активизация речевой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
Опубликовано: 14 июля 2017 в 09:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гунель Биннатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД