Семёнова Людмила
Из опыта работы «Автоматизация звуков — эффективные технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творческие способности и фантазию. Можно и нужно играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи- это выработка нового сложного навыка.
Процесс автоматизации звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения.
Работа по закреплению произношения ведётся постепенно в определённой последовательности.
Публикация «Из опыта работы „Автоматизация звуков — эффективные технологии“» размещена в разделах
Принцип от простого к сложному идёт через употребление звука : в слоге, в словах, в предложениях, в связной речи.
Важным положительным фактором является мотивация и заинтересованность ребёнка. Лучшим вариантом является построение работы с ребёнком в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.
Вот самые простые и эффективные приёмы и методы в работе по автоматизации звуков.
Варианты игр:
1. "Выбери игрушку". Из ряда игрушек ребёнок должен выбрать те, названия которых начинаются на нужный звук.
2. "Кто выше?". Для игры подойдут обычные кубики. ставим один кубик на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемый звук.
3. "Выбор наоборот". А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.
Доказанный факт в том, что наблюдается прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями.
Упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, полезно использовать в работе по автоматизации звуков.
Такие упражнения, как:
1. Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесён педагогом в различных словах.
2. Шнуровка- продевать шнурок в отверстие одновременно с повторением нужного слога или буквы.
3. Эффективно упражнение "Здравствуй. пальчик". На пальцы ребёнку надо надеть бумажные колпачки с написанными буквами- гласными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребёнок мог озвучить получившийся слог.
Когда звук уже чётко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах для автоматизации звука, чтобы ввести его во фразовую речь, использую не столько сами скороговорки, сколько их упрощённый вариант- чистоговорки. Сначала ребёнок заучивает фразу, а затем старается её повторить медленно. Наращивать скорость произнесения не нужно.
Объединение определённых движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми и интересными.
Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Развиваются чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация движений.
Занятия на компьютере- возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность современных занятий.
Различные виды компьютерных игр:
1. Разложи слова по схемам- ребёнку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог и разместить его в нужном столбце.
2. Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам.
При выборе методики на первом месте всегда находится ребёнок. Индивидуальный подход, учёт личных особенностей- главный залог успеха в автоматизации звуков.
Желаем успехов!