Эльвира Блинова
Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар"Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей» " (Блинова Э. Н.)
Слайд№1
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.
Темочки:
На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию, к самореализации и саморегулированию отношений. Учитель начальных классов ещё является классным руководителем. Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало в соответствии с нормативно правовыми документами использовать современные технологии в воспитательной работе. Что такое воспитание?
Слайд №2
Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания : «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»
От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Под воспитаниемещё понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. В современных обществах выработан набор технологий призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти.
Слайд №3
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии :
Слайд№4
Современные воспитательные технологии :
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
.Процесс саморазвития и самореализации личности - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своего личностного потенциала. Этот процесс предполагает творчество, свободу и самостоятельность. Подробнее остановлюсь на технологии создания ситуации успеха. Считаю эту технологию эффективной в работе учителя и классного руководителя для развития и самореализации личности младших школьников"
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Важно иметь в виду, что даже разовоепереживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы. Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Создание ситуации успехана уроке является важным принципоммоей работы. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Вот какие технологические приёмы я применяю в своей практике.
Слайд №5
1. "Добрая песня"
В нашем классе появилась добрая традиция начинать учебный день с доброй песни, а песня, как известно поднимает настроение, снимает напряжение, а в понедельник помогает особенно - до конца проснуться и приступить к занятиям. Первой нашей песней стала песня "Дорога добра". Мы выучили песни "Чему учат в школе?", "Осень листьями шурша", "Мамина улыбка" и другие. Тематику песен я подбираю таким образом, чтобы реализовать через них учебно- воспитательные задачи
2."Похвала" – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого важно соблюдать следующие правила. Применяю золотые правила похвалы.
Слайд №6Золотые правила учительской похвалы
1. Хвалите за старательность!
Хвалю ученика за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так: «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!»
2. Хвалите действия, а не личность!
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Хочу привести такой пример. У меня в классе есть ученик, Куликов Егор, который пишет левой рукой. Я знаю, ему очень нелегко приходилось в первые дни учёбы, когда его не слушалась ручка. Буквы и цифры выходили неуклюжими, дрожащими, часто теряли строчку. Но я видела, его сильное желание и старание писать лучше и красиво. Подходила к нему и тихонечко, поглаживая его за плечи говорила, что сегодня ему этот элемент буквы удалось написать лучше, завтра ты постараешься справиться с правильным написанием и целой буквы и даже слова, но для этого нужно работать, развивать свои способности, и не огорчаться, если что-то сразу не удаётся. Я видела его искреннюю улыбку и понимала, что он верит в это и будет работать над улучшением своего результата. В настоящее время я могу ставить его письмо для примера другим ученикам приговаривая, что терпение и труд всё перетрут.
3. Четко обозначайте, за что хвалите!
Для меня важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке технологии можно обратить внимание на детали работы и сказать : «Какую красивую бабочку ты слепила" Как тебе удалось так ярко изобразить её!" При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящая мастерица!"
У меня в классе есть девочка, которая не так активна на уроках математики и русского языка. Но какое удивление она у меня вызвала, когда я увидела её работу из пластилина на уроке технологии. Я попросила эту девочку представить свою работу всему классу и рассказать о ней. По её глазам и улыбке было видно, как она была рада своему успеху, а дети на перемене окружили её и выражали своё восхищение. Ни у кого не возникло плохого чувства зависти. Но тут нужно попросить и другого ученика показать свою работу, чтобы не противопоставлять одного ученика всему классу.
4. Хвалите в меру и по делу!
Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.
5. Останавливайтесь на хорошем!
Как легко с помощью одного слова повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, на уроке математики я могу похвалить ребёнка за правильное решение примеров, верное выполнение конкретного задания. Если учитель захотел похвалить школьника на уроке, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась.
Похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
6. Хвалите без сравнений!
Важно, чтобы похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Никита молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай.
7. Подкрепляйте похвалу!
Похвала, подкрепленная улыбкой, мимикой, открытыми жестами обладает большей силой и эффективностью.
8. Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание». Например, я могу похвалить ученика на уроке литературного чтения так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная.
3." Моя копилка"
Продолжая говорить о ситуации успеха, хочется рассказать и о реализации самооценки своей деятельности обучающимися. Как это интересно организовать? Предложила ребятам копилку добрых знаний и умений. В прозрачную баночку складываем фасоль или горошинки. Почему в прозрачную? Ребёнок должен видеть, не заглядывая внутрь баночки, свой результат достижений. Фасоль символизирует полученные знания, а горох - умения, то есть, чему он научился на уроке и не только на уроке, но и во внеурочной деятельности и просто в жизни. На баночку можно наклеить весёлый смайлик. На другую баночку приклеить смайлик с грустным выражением лица. Положить туда также фасоль и горошинки. Но они уже будут символизировать плохие привычки, с которыми нужно бороться и избавляться от них. Например: с привычкой грызть ручку, забывать делать зарядку по утрам, работать над тем, что ещё не получается. Эту копилку дети пополняют самостоятельно дома. Заводят их они тоже по желанию. Один раз в месяц я прошу принести свои копилки на классный час и рассказать о своих успехах и над чем им ещё предстоитработать. На родительском собрании я рассказала о них. Родители задали такой вопрос:"А не может быть так, что ребёнок может просто так положить эту фасоль в банку?" Этот вопрос я ждала и заранее была готова к этому. Я им утвердительно ответила, что нет. Ведь вся суть в этом. А именно в доверии к ребёнку и в том, что он понимает это и не желает нас огорчать.
Слайд №7 Мои первоклассники со своими копилками
4.«Скорая помощь».
Есть такой конверт с названием "Скорая помощь" На урок или классный час приходит сказочный или книжный герой с этим конвертом. В конверте лежит просьба о скорой помощи. Буратино приходит с просьбой помочь научить писать буквы, слова и т. д. "Сорока" -найти допущенные ошибки, "Незнайка" - приходит, когда дети могут помочь ответить на интересующий его вопрос и т. д. Дети очень отзывчивы и охотно стараются помочь этим героям. Такая мотивация создаёт ситуацию успеха.
5. "Важное дело"- или "Утренняя почта"
Держа конверт в руках сообщаю своим ученикам, что получила "Утреннюю почту". Здесь очень уместно спросить:" Интересно ли им узнать, что в нём?" Открываю конверт, достаю чистый лист бумаги. Дети в замешательстве. Но тут сообщаю, что письмо зашифровано и нам предстоит очень важное дело- расшифровать его. Для этого мы должны найти ответ на вопрос, например: "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" интрига в том, что чистый лист кладу обратно в конверт, а в конце урока достаю уже расшифрованный с помощью учеников лист, где напечатан краткий ответ на поставленный в начале урока вопрос. Читаю письмо после того как дети сами дадут на поставленный вопрос ответ. Благодарю ребят за ту важную работу, с которой дети справились. Правильно расшифровали письмо и помогли прочитать.
Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания провожу различные праздники, открытые уроки, экскурсии, вовлекаю детей в акции,
Демонстрирую слайды.
Слайд №8, 9:Открытый урок математики для детского сада
Слайд №10, 11: Праздник "День Матери
На хорошей эмоциональной ноте прошёл праздник "День Матери" Все ребята и родители были задействованы. Конкурсы подбирала таким образом, чтобы ребёнок обязательно участвовал вместе с мамой. Для каждого ребёнка была создана своя небольшая ситуация успеха, а для мам и бабушек хорошее настроение.
Слайд № 12:
Завели мы добрую традицию поздравлять именинников. Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты и с благодарностью принимать их. Я в такие моменты стараюсь подчеркнуть все положительные стороны именинника, чтобы остальные ребята на это тоже обращали внимание.
Слайд № 13:
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса, в проведении конкурсов и затей, в изготовлении кормушек, в других творческих делах.
Слайды №14- 16
Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела, о необходимости посещения занятий (кружков, секций по интересам); «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома.
Своё выступление хочу закончить такими словами.
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Это как гарантия всестороннего развития и самореализации личности младших школьников.
Другими словами: успех в учебе и в делах сегодня — успех в дальнейшей жизни.
СЛАЙД №17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!