МААМ-картинки

Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ

Смирнова Яна Анатольевна
Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ

Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОУ. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Публикация «Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ» размещена в разделах

Таким образом, современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент – технология организации человеком своего времени и увеличения эффективности его использования. Подразумевает совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определенные виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность.

Для решения этой задачи мной был организован цикл занятий в клубе для педагогов «Наука общения».

Остановимся на эффективных методах, приемах и технологиях по организации и рациональному использованию рабочего времени.

1. Принцип Парето ( соотношение 80:20).

Этот принцип сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности. В общем виде принцип Парето утверждает, что в пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем ее относительный вес в этой группе. Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала – те немногие жизненно важные проблемы, а потом – остальные многочисленные второстепенные задачи.

2. Прием «Выделяем приоритеты, или АБВ-анализ».

Главный принцип – значение и важность задачи не равны удельному весу в перечне дел. Общие закономерности приема основаны на сравнении процентного соотношения количества задач и их значении. Важнейшие задачи, или категория А, составляют в списке дел 15% от общего количества, а их значимость равна 65%.

Важные задачи, или категория Б, составляют 20% от общего количества дел, а их значимость – 20%.

Менее важные, или категория В, - 65% от перечня всех дел, а их значимость всего 15%.

Алгоритм составления приоритетного списка дел:

Составить список всех дел. Обязательным в перечне дел должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.

Систематизировать дела по их важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.

Пронумеровать дела.

Присвоить задачам соответствующие категории А,Б, В и запланировать для них следующие временные интервалы :

- А – первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перчне из 10 пунктов – это первая и вторая задачи).

- Б – 20% всех задач и 20% рабочего времени (это третья и четвертая задачи из 10).

- В – на оставшиеся 65% задач остается 15% рабочего времени (5 – 10 задачи).

Перепроверить временной план и его соответствие выделенному времени.

Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.

Проанализировать задачи Б и В еще раз. Какие из них можно поручить выполнять другим людям?

3. Прием «Якорь для начала работы».

Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть :

• любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;

«метод швейцарского сыра» - т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);

«промежуточная радость» - разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.

4. Метод «пяти пальцев».

Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

• М – мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

• Б – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

• С – состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

• У – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?

• Б – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

Остановимся на технологиях, которые могут существенно помочь в рациональном использовании времени.

1. Рефлексия в формате «ИНСЕРТ»

Данная стратегия была разработана Л. Л. Вогэн и Т. Х. Эстес. Аббревиатура примерно переводится как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста.

Шаблон для проведения ИНСЕРТ

Тема мероприятия «V» «+» «-» «?»

Подсказки для заполнения таблицы Я это знал Это новое для меня Я думал иначе Я задаю вопрос

2. Кластеры (автор Гудлат)

Гроздья (кластеры) – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке, в виде грозди. Делая определенные записи, заметки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием систематизации материала. Прием заключается в следующем: рисуем модель Солнечной системы – звезду, планеты и их спутники. В центре располагаем звезду – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы; соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычном изложении проблемы на бумаге, в виде сплошного текста. Кластеры позволяют экономить время, поскольку материал изложен в виде готовой шпаргалки, которую удобно взять с собой и использовать во время выступления.

3. Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний» был предложен американцем Дж. Беллансем, работавшим с художественным текстом. Правила работы с данным приемом таковы : ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно», и, наконец, листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

4. Дневники и бортовые журналы (автор Гудлат)

Интересной формой изучения актуального вопроса по той или иной теме или короткого резюмирования прослушанного доклада могут стать «дневники и бортовые журналы». Во время изучения темы педагоги фиксируют свои мысли в определенные ячейки таблицы. Простейший вариант «бортового журнала» :

Что было известно по данной теме? Что нового я узнал из выступления?

Следующий прием – «двухчастный дневник».

Он дает возможность педагогу увязать содержание выступления со своим личным опытом.

Это я услышал Это мой опыт

Можно использовать «Трехчастный дневник» :

Цитата Комментарии педагога к услышанному Вопросы к коллегам

5. Метод ментальных карт

Ментальная карта имитирует работу мозга. Мозг стремится представить картину конкретной проблемы целостно. Мышление по природе своей ассоциативно. Мысли, подобно лучам, бегут по цепочкам ассоциаций. Чтобы быть эффективным, нужно в совершенстве овладеть главным инструментом – вашим мозгом.

Нужно взять лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры. Мозг при виде чистого листа начинает активизироваться, а цветные карандаши подводят вас к тому, что вы протягиваете руку и начинаете рисовать что-то в центре листа бумаги. Рука рисует кружочек.

Дальше изображаем ступор, мол, ничего-то придумать не можем, кроме как порисовать всякие разноцветные стрелочки от милого сердцу кружочка.

Ветки растут быстро, как в хорошую теплую погоду после дождя.

Подпишите одну веточку, кратко, еще одну, и вот уже мысли побежали дальше, весь лист в стрелках-ветках, подписях-надписях. Пестро, ярко, ветвисто, красиво, понятно и …уже есть о чем нарисовать-написать на следующем листе. Вот это и есть интеллект-карта.

6. Технология «Искусство сердца»

За три тысячи лет до изобретения различных технологий китайцы разработали свою систему управления, которую назвали «искусство сердца».

Основные принципы «искусства сердца» :

• не отвечать на развитие событий, а предвосхищать их;

• незаметно манипулировать партнерами, поддерживая в них уверенность, что вы действуете самостоятельно;

• проявлять невероятную, нечеловеческую целеустремленность.

По данной теме я использую различные упражнения и памятки, которые помогают последовательно и целенаправленно использовать педагогам свой собственный потенциал по организации времени.

Литература:

1. Богославец Л. Г., Давыдова О. И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. - Москва, 2012.

2. Хей Л. Л. Сила внутри вас. - Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 320 с.

3. Справочник педагога-психолога. Детский сад. 01, 2013.

Публикации по теме:

Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП В процессе работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов мы используем разнообразные методы обучения (практические,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ» Консультация для педагогов "Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ. " Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Методы и приемы развития речи в ДОУ 1. Актуальность. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано,.

Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»: методы, приемы, формы организацииСюжетно-ролевая игра «Кафе»: методы, приемы, формы организации Цель: расширение игровых замыслов и умений детей в сюжетно-ролевой игре «Кафе». Задачи: образовательные: Упражнять детей в образовании.

Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы Эффективные приемы и методы, применяемые при обучении детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы С чего следует начинать обучение.

Экологическое воспитание в ДОУ: методы и приемыЭкологическое воспитание в ДОУ: методы и приемы Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ
Опубликовано: 26 июня 2018 в 14:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Яна Анатольевна (УИ 1611788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД