Наталья Ланина
Современные формы работы с родителями в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет
об использовании современных форм с родителями в группе раннего возраста.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. В своей работе я использую как традиционные так и нетрадиционные формы общения с родителями. К традиционным формам относятся – родительские собрания, лекции, практикумы, к нетрадиционным формам – семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
Публикация «Современные формы работы с родителями в группе раннего возраста» размещена в разделах
Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Почтовый ящик установлен в раздевалке группы.
Родители имеют возможность вкладывать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями заочно, когда я не могу встретиться с родителями лично.
Основная роль в моей практике продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, следуя принцам ФГОС, общение педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мною как нетрадиционные. Например, я практикую проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Что? Где? Когда?». Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями считаю и мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях, где изучается и передается опыт семейного воспитания.
Групповые родительские собрания — это форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний разнообразна, с учетом пожеланий родителей. Например, я часто предлагаю такие темы как: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия», «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Часто в своей работе использую индивидуальную форму общения с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Планируя тематику бесед, я стремлюсь к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания ребенка дошкольника. Тематические консультации мною организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Досуговые формы организации общения с родителями помогают мне устанавливать теплые отношения с родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм я отнесла проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др.
Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной, эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях.