Татьяна Бирулина
История изучения онтогенеза речи в науке
▼ Скачать + Заказать документы
История изучения онтогенеза речи в науке
Проблема развития речи вызывала интерес учёных с давних времён, но наиболее активно этот вопрос начал разрабатываться во второй половине XIX века.
В 1876 году вышла статья И. Тэна «Наблюдение над усвоением языка ребёнка», где исследователь на примере собственной дочери показал, как протекает процесс усвоения речевых норм.
В 1882 году увидел свет труд В. Прейера «Душа ребёнка» с похожим содержанием.
Публикация «История изучения онтогенеза речи в науке» размещена в разделах
В отечественной науке имеется большое количество теоретических и экспериментальных исследований, в которых затрагиваются общая природа речи и её видов, функции и механизмы речи, а также подробно описывается процесс становления и развития речи у детей.
В 1880 году вышла одна из первых российских работ, посвященная проблеме развития речи – книга И. А. Сикорского «Душа ребёнка», где автор описывал наблюдения за речевой деятельностью собственного сына.
А. Ф. Левоненский в книге «Мой ребёнок» не только представил свои наблюдения, но и выложил обработанные результаты своей экспериментальной деятельности.
В труде «Основы новой педагогики» В. А. Вахтерова впервые были предприняты попытки выявить частоту употребления его дочерью разных частей речи от момента рождения до 13 лет.
В перечисленных выше исследованиях не было, к сожалению, систематичности и чёткого алгоритма, поэтому их данные невозможно было применить в рамках теоретического обобщения научного опыта описания речевого развития.
В. Штерн в работе «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» (1914 г.) привел периодизацию речевого развития детей, выделив предварительную стадию – первый год жизни (появление лепета, подражание звукам) и четыре «эпохи» : 1) 1 год - 1,6 года, когда в речи ребёнка присутствует небольшое количество смысловых звуковых реакций, преобладание звукоподражания; 2) 1 год 6 месяцев – 2 года, когда возрастает словарный запас, возникает понятие о частях речи и предложение состоит из нескольких слов; 3) 2 года – 2 года 6 месяцев – начало изменения по флексиям, когда ребёнок начинает выражать изменения понятий при -проявляет огромные способности в словообразовании и словотворчестве.
Данная периодизация долгое время оставалась наиболее популярной в отечественной психологии.
После революции в России создается Педологический институт и ряд других учреждений, где изучается речь ребёнка, проводится систематическое наблюдение и статистическая обработка полученных данных.
Большое влияние на изучение детской речи было оказано А. Н. Гвоздевым, который в 1921 – 1929 гг. провел целенаправленную работу по записи и лингвистическому анализу детских речевых проявлений.
На протяжении XX века онтогенез речи изучался большим количеством исследователей (Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, Д. Б. Элькониным, Ф. А. Сохиным, А. А. Леонтьевым, Е. Кларком, А. М. Шахнаровичем, Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой, Н. И. Лепской, Е. С. Кубряковой, С. Н. Цейтлин, К. Ф. Седовым и другими). Общим для всех их работ является то, что в них развитие речи предстаёт как своеобразный психолингвистический феномен становления и функционирования сложной речемыслительной системы, в которой взаимосвязаны физиологические, психические и процесс социального развития индивида.
А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи детей :
первый - подготовительный - до одного года; второй – пред дошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет; третий - дошкольный - до семи лет; четвертый - школьный.
Как отмечается большим количеством исследователей (И. Н. Гореловым, К. Ф. Седовым, В. Б. Касевичем, С. Н. Цейтлин, «к настоящему времени область знаний, охватывающая проблемы речевого онтогенеза, претендует на выделение в самостоятельную исследовательскую дисциплину – возрастную психолингвистику (её также называют онтолингвистикой, лингвистикой детской речи, которая со временем должна войти в сферу антропоцентрического языкознания как равноправная с психолингвистикой наука».