Ирина Бойко
Использование театральной педагогики в ходе изучения иностранного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Бойко ИИ,учитель немецкого языка, БОУ «Ольгинская СШ» структурное подразделение «Крымская ОШ» Полтавского района, Омской области
Театральная педагогика является не только теоретическим фундаментом театра, но и практическим инструментом, способствующим постижению тайн творчества. А также методологической основой воспитания человека-творца. Она позволяет использовать разработанные и апробированные приемы и методы работы для развития восприятия, внимания, воображения, творческого мышления, что играет особо важную роль в обучении иностранному языку. (2)
Публикация «Использование театральной педагогики в ходе изучения иностранного языка» размещена в разделах
Использование элементов театральной педагогики тесно связано с теорией проблемного обучения, его развивающим потенциалом (А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.)
Современной театральной педагогикой разработана система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог глубже знакомится с механизмами восприятия, взаимодействия, природой творческого процесса.
Особую роль в обучении играет использование театральных технологий в образовательном процессе. Это способствует развитию творческого потенциала, созданию творческой образовательной среды урока.
Применение средств театральной педагогики на занятиях иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:
__ формирование навыков общения на иностранном языке;
__ воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;
__ формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях общения.
Обучение устному общению на иностранном языке является одной из наиболее актуальных проблем современной методики обучения иностранному языку. Общение
Представляет собой совокупность социальных связей, средство динамического взаимодействия общества и личности, непосредственно переживаемую реальность(2).
Особую эффективность на занятиях иностранным языком приобретает использование театральной педагогики в обучении групповому взаимодействию. Групповая форма организации учебного процесса способствует повышению мотивации к обучению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, делает занятие более интересным. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они имеют возможность помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников.
Важное место в уроке занимает общение учителя с аудиторией, особенно если речь идет о младших школьниках. В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических навыков, успешность формирования которых существенно различается в зависимости от используемых технологий обучения(7). Изучение языка направлено не только на достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и на вызов, дальнейшее поддержание мотивации обучаемых. Формирование положительной мотивации – одна из специальных задач учителя начальной школы.
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают учеников (прежде всего логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень. Есть все основания полагать, что занятия иностранным языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом стоят сложные (хотя и внутренне неосознанные)процессы, построенные не на имитации, а на обобщении. Установлено, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра(1).
Удовлетворение основных потребностей учащихся начальной школы (в движении, общении, ощущении безопасности, похвале за каждый пусть маленький успешный шаг, прикосновении, рисовании, конструировании, мимике и др.) представляется возможным в ходе использования творческого подхода к обучению, в частности, театральной педагогики.
Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к творческому потенциалу человека в целом, созданием образовательной среды, способствующей его саморазвитию(3).
__ Использование театрализации коренным образом влияет на динамику развития психологических характеристик обучаемых: уменьшается психологический дискомфорт, напряженность, скованность, исчезает страх как коммуникативный барьер, происходит улучшение сенсомоторики (раскрепощение, снятие напряжения, концентрация внимания,
развивается способность к адекватному взаимодействию при обмене информацией, улучшается способность к рефлексии, развивается стратегия кооперации.
Поиски педагогов- практиков и теоретиков занимающихся проблемами игры в образовании, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, охватывающей основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса.
(В скобках указан номер работы из списка «Использованная литература»).
Использованная литература
1. Беляев Г. А. К диалектике творческих элементов в деятельности педагога// Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста.
2. Булатова О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Дис.. канд. пед. Наук.
3. Гаделия Л. В. Методика интегрированного обучения иноязычной культуре детей младшего школьного возраста на примере интеграции немецкого языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения.
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.
5. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству.
6. Мильруд Р. П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе.
7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.