Юлия Процюк
Понятие «исследовательские способности» в современной науке
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «исследовательские способности» в современной науке.
На современном этапе одной из актуальных является проблема развития познавательной активности учащихся, что предполагает поддержание и стимулирование детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Публикация «Понятие „исследовательские способности“ в современной науке» размещена в разделах
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [16, с. 32].
Как отмечал А. В. Петровский, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и легко, основательно и прочно осваивает способы ее организации и выполнения [7, с. 512].
Основными критериями оценки какой-либо способности служат :
• темп, глубина и основательность освоения деятельности,
• повышение ее результативности,
• соотношение нервно-психических затрат и конечного результата,
• широта переноса формирующихся психических качеств,
• склонность к реализации данного вида деятельности на протяжении длительных периодов или всей жизни.
Одновременно cпособности - это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления [7].
По мнению С. Л. Рубинштейна, наряду с природными задатками и сложившимися у индивида знаниями, навыками, умениями, неотъемлемым компонентом способностей следует признать повышенную мотивацию [9, с 126]. Человек, наделенный способностью к определенной деятельности, в значительной степени мотивирован и устремлен к ее осуществлению, причем потребность в реализации способности обеспечивает как высокую интенсивность деятельности, так и естественность ее организации (схема 1 [9, с 127]).
Вместе с тем в этой связи следует различить познавательные и исследовательские способности.
Под познавательными способностями понимают категорию, описывающую процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми [4]. Исследовательские способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности [13]. Уяснение сути понятия «исследовательские способности» предполагает уточнение термина «исследование».
Схема 1
Под исследованием понимают поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов [14]. Поэтому целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о мире. В этом ее принципиальное отличие от учебной, просветительско-познавательной деятельности: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [15, с. 473].
Таким образом, успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей. В соответствии с традициями отечественной психологии их логично квалифицировать как «индивидуально-психологические (или просто – «индивидуальные» [10, с. 22-32]) особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности» [11, с. 14-20].
Исследовательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. В их фундаменте лежит поисковая активность [2, с. 5].
Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности и подразделяются на урочные и внеурочные, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности : выявление проблемы, выдвижение гипотез, изучение информации и др., но не сводятся к ним (схема 2).
Схема 2
Структура исследовательской деятельности
Исследовательские способности необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковая активность, дивергентное мышление, конвергентное мышление.
Первый параметр – поисковая активность – поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности [12, с. 176]. Она выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Этот параметр характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
При оценке исследовательского поведения животного этим можно было бы ограничиться, но человек способен к довольно сложным вариантам мыслительных действий. Поэтому следующие параметры исследовательских способностей – дивергентное и конвергентное мышление.
По определению И. А. Зимней, Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [3, с. 103].
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме. Что касается самого процесса исследования, то он представляет собой свободный научный поиск, который не связан с заранее определенной логикой исследования и может дать (или не дать) самые парадоксальные результаты, к каковым относились все ранее сделанные научные открытия.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении последней. К их числу относятся умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и др. (схема 3).
Схема 3
Этапы исследовательской деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.
Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников.
Чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи.
Поскольку в роли этого механизма у человека выступает мышление, наиболее продуктивным в данном случае оказывается его деление на конвергентное и дивергентное. При этом оба выделенные Дж. Гилфордом вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Очевидно, что наличием самого факта поисковой активности исследовательская деятельность не исчерпывается и не может исчерпываться. Она включает в себя также анализ получаемых результатов, оценку на их основе динамики ситуации и в соответствии с этим прогнозирование (построение гипотез) дальнейшего ее развития. Сюда же можно присовокупить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенным на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оцененным, выводит поисковую активность на новый уровень, и вся схематически описанная последовательность повторяется.
Приобщение учащихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.
Дивергентное мышление (от лат. divergere – «расходиться») - метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы [8, с. 312]. Его исследованиями занимались Д. Гилфорд, Г. Груббер, Д. Роджерс,К. Тейлор, Е. Торранс, И. Хайн, А. Б. Шнедер.
Дивергентное мышление дополняется конвергентным (от лат. cоnvergere – «сходиться») – мышлением, основаными на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи [8, с. 312].
Несложно заметить, что дивергентная продуктивность – чрезвычайно важный элемент психологической готовности индивида, совершенно необходимый в ситуациях исследовательского поведения. Это требуется и на этапе выявления проблем, и на стадии поиска возможных вариантов решения. Такие важные характеристики дивергентного мышления, как: продуктивность, оригинальность и гибкость, способность к разработке идей, - выступают необходимыми условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Например, способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.
Савенков А. И., подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает ей другое определение: «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления» [10, с. 315].
Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека [6, с. 45].
Исследовательское поведение, инициативность играют незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием личностных и социальных факторов.
Важнейший факт состоит в том, что формирование и развитие исследовательского поведения человека происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте [6, с 45]. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с теми или иными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Эта опасность может исходить не только от самих обследуемых предметов, но и от лиц, почему-либо заинтересованных в их защите. Поэтому управление формированием исследовательских способностей требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением этических норм и т. д.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Причем важно понимать, что речь идет одновременно и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умении строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них.
Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление малополезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации, оценки найденной информации и рефлексии.
Диагностика и развитие исследовательских способностей предполагают выявление и совершенствование этих трех характеристик. Таким образом, развитие исследовательских способностей – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации [1].
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Исследование основано на норме деятельности - научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики, ориентацию исследования на воспроизводимость результата [14, с. 473].
К общим исследовательским умениям и навыкам относят: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи [5, с. 328].
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет, по мнению педагогов, осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детей.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности младшим школьникам необходимо широко использовать свои исследовательские способности. Многочисленные вопросы, попытки найти на них ответы – лучшее проявление этой особенности.
Что же даёт возможность говорить о наличии у ребенка способностей к исследовательской деятельности? Основанием служат два показателя - быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Эта потребность развивается в зависимости от возраста и от потребности к исследованию.
Список литературы
1. Богоявленская А. Е. В науку идут малыши // Практический журнал для учителя и администрации школы. -2006.-№1. - С. 50
2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи. – М., 2000.- 354 с.
3. Егорова Т. А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2006. – С. 347.
4. Краткий психологический словарь / под общей ред. Н. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - С. 13.
5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М. : Юрайт, 2002 - 464 с.
6. Николаева Е. И. Психология детского творчества. – СПб. : «Речь», 2006. – 219 с.
7. Общие основы педагогики / под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гурмана. - М. : Педагогика, 1968. – С. 328.
8. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. -сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.
9. Петровский Н. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. - М. : Политиздат, 1985. –С. 416.
10. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. - М. : Просвещение, 2000. – С. 167.
11. Разагатова Н. А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность / Н. А. Разагатова, С. Е. Джаджа // Известия Самарского научного центра РАН. - 2006. - № 3. – С. 223-230.
12. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М. : Наука, 1959. – 359 с.
13. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - М. : «Сентябрь», 2003. – С. 203.
14. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. - 2004. - №1. - С. 22-32.
15. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М. : Просвещение, 2006. - 434 с.
16. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 45-49.