Светлана Гаврилова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность педагогического опыта:
С каждым годом, все больше детей имеют отклонения в физическом развитии. Причина этому - множество факторов: и экологические, и социальные, и генетические. Именно поэтому в повседневной жизни необходимо использовать весь арсенал средств и методов для снижения уровня заболеваемости и укрепления здоровья дошкольников. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные виды движений, осанка. В дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Забота в воспитании здорового ребенка является приоритетной в моей работе и работе нашего дошкольного учреждения. Проблема поиска новых, эффективных форм, средств, методов физического воспитания и оздоровления детей, является актуальной. Поэтому очевидным является поиск путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, подготовки их к здоровьесбережению.
Начиная работу по теме «здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста», мною была изучена программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанной кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стёркиной, «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Кроме программ были проанализированы методические пособия по исследуемой проблеме.
Целью применения здоровьесберегающих технологий считаю : сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются :
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.
2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников.
4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.
Выделяются следующие виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий :
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
медико - профилактические;
технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;
валеологического просвещения детей и их родителей.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий :
анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды;
организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
освоение педагогами методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;
работа валеологической направленности с родителями.
Проводимая нами оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
Мероприятия Группы Периодичность Ответственный
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Утренняя гимнастика Средняя
Старшая Подготовительная Ежедневно Воспитатели
Физкультурные занятия:
- в помещении
- на воздухе Средняя
Старшая Подготовительная
2 раза в неделю
1 раз в неделю
Воспитатели
Подвижные игры Средняя
Старшая Подготовительная 2 раза в день Воспитатели
Гимнастика после дневного сна Средняя
Старшая Подготовительная Ежедневно Воспитатели
Спортивные упражнения Подготовительная 2 раза в неделю Воспитатели
Спортивные игры Старшая Подготовительная 2 раза в неделю Воспитатели
Физкультурные
досуги Старшая Подготовительная 1 раз в месяц Воспитатели и музыкальный руководитель
Физкультурные праздники Старшая Подготовительная 2 раза в год Воспитатели и музыкальный руководитель
День здоровья Средняя
Старшая Подготовительная 2 раза в год Воспитатели и музыкальный руководитель
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Витаминотерапия Средняя
Старшая Подготовительная 2 раза в год Медсестра
Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) Средняя
Старшая Подготовительная В неблагоприят-ные периоды (осень-весна) возникновения инфекции) Воспитатели
Очистки и обеззараживания воздуха бактерицидным облучателем
Средняя
Старшая Подготовительная
3 раза в день, ежедневно
Воспитатели
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Фитонцидотерапия
(лук, чеснок) Средняя
Старшая Подготовительная Неблагоприятные периоды, эпидемии, инфекционные заболевания Медсестра, воспитатели
ЗАКАЛИВАНИЕ
Контрастные воздушные ванны Средняя
Старшая Подготовительная После дневного сна, на физкультурных занятиях Воспитатели
Ходьба босиком Средняя
Старшая Подготовительная После сна, на физкультурных занятиях в зале Воспитатели
Облегченная одежда Средняя
Старшая Подготовительная В течение дня Воспитатели
Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Средняя
Старшая Подготовительная В течение дня Воспитатели
ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРЫХ ЗАВТРАКОВ
Соки натуральные или напиток из сока
Средняя
Старшая Подготовительная Ежедневно 9-30-10.00 Помощник воспитателя
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Определение уровня
физической подготовленности Средняя
Старшая Подготовительная 2 раза в год (в сентябре и мае)
Медсестра, воспитатели
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, вовремя, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
При организации закаливания соблюдаем следующие требования:
учитываем возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития детей;
создаем позитивный эмоциональный настрой;
проводим закаливающие мероприятия на фоне теплового комфорта ребенка;
соблюдаем постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания.
Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим группы.
В соответствии с системой физкультурно-оздоровительной работы нами проводятся разнообразные мероприятия:
- «Веселые старты»,
- шашечный турнир «Шашки-малютки»,
- «Малые Олимпийские игры» (летние и зимние,
- «Неделя здоровья»,
- спортивные праздники и развлечения.
В группе создана картотека подвижных игр, утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после дневного сна, физкультурных минуток, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Анализ заболеваемости детей группы 5 за период 2019-2020 и 2020-2021 учебные года.
Сравнительная таблица групп здоровья
Учебный год Списочный состав группы Группа здоровья Уровень заболеваемости
в %
1 2 3 4
2019-2020 19 8 11 - - 20 %
2020-2021 16 6 10 - - 17 %
Анализ заболеваемости
Месяц 2019-2020 учебный год (старшая группа) 2020-2021 учебный год (подготовительная группа
Сентябрь - 20 %
Октябрь - 18 %
Ноябрь 22 % 19 %
Декабрь 23 % 19 %
Январь 22 % 17 %
Февраль 18 % 16 %
Март 16 % 16 %
Апрель - 15 %
Май - 14 %
Среднее 20% 17 %
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод: за два года, в общем, отмечается положительная динамика по данному показателю, заболеваемость детей снизилась, следовательно, стабильные результаты посещаемости детей. Этому способствовали не только возрастные особенности детей, но и мероприятия по профилактике ОРВИ и гриппа, проводимые в группе: приём витаминных препаратов, употребление фитонцидосодержащих средств (лука, чеснока); соков, фруктов, кислородного коктейля; прогулки и утренняя гимнастика на свежем воздухе; а так же все оздоровительные мероприятия и закаливающие процедуры. Всё это способствовало созданию оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития.
Особое внимание в группе уделяю также профилактике детского травматизма. Своевременно доходчиво объясняю детям, где, когда и как они могут попасть в опасную ситуацию. Я обучаю детей навыкам безопасности жизнедеятельности: беседую с детьми на занятиях в группе, на прогулке на участке или во время экскурсий о том, как избежать опасности, предупредить бытовые травмы, защитить себя в конкретной ситуации, моделируем ситуации, представляющие опасность. Для избегания травматизма проводим беседы: «Внимание, дорога!», «Осторожно, сосульки!», «Гололед», обращаем внимание на ядовитые растения, бродячих собак, с целью предотвращения опасной ситуации.
Развивающая среда группы оснащена необходимым дидактическим материалом: «Азбука безопасности», «Час пик», «Законы улиц и дорог», «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «Внимание дорога!», «Маленький спасатель», «Ты один дома – азбука безопасности».
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мной разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
-консультации,
-конкурсы,
- спортивные праздники,
-праздники здоровья,
-папки-передвижки,
-беседы,
-личный пример педагога,
-нетрадиционные формы работы с родителями.
Мы вместе с родителями оформляем стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Конечно, не все семьи активны, но многих удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на питание детей.
Для успешной работы по приобщению родителей педагогов к ЗОЖ выпустила буклеты: «Если хочешь быть здоров», «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», «Движение, правильное питание и режим дня - основа жизни» и другие, в которых можно найти много полезной информации, рекомендации и по использованию новых здоровьесберегающих технологий. Буклеты получили положительные отзывов от педагогов и родителей.
Так наша оздоровительная работа в группе осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые в свою очередь являются помощниками и активными участниками спортивных мероприятий.
Формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
Формы работы Пояснение
Родительские собрания «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Консультации «Методы закаливания, используемые в нашей группе», «Еда вне дома», «Активность ребенка залог здоровья» и др.
Папки-передвижки «Закаливание. 10 заповедей родителям», «Закаленным стать – болезней не знать», «Папа, мама, я – здоровая семья», «Закаливание» «Босохождение как вид закаливания» и др.
Анкетирование «Здоровый образ жизни», «Мой ребенок и компьютер», «Какую роль играет физкультура в вашей семье».
Спортивные досуги и развлечения «Недели Здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
Также организовываем встречи и консультации с медсестрой ДОУ, в ходе которых родители могут выяснить интересующие их вопросы, касающиеся здоровья детей.
Таким образом, систематическая работа по укреплению здоровья детей способствовала позитивной динамике снижения заболеваемости и повышения уровня посещаемости за период 2019-2020 и 2020-2021 учебные года.
Заключение
В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни. Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.