Сабурова Надежда Николаевна
Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование на тему
«Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей»
образовательная область
«Художественно- эстетическое развитие»
в подготовительной к школе группе
подготовила: воспитатель
Сабурова Н. Н.
Темочки:
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Рисование - это одно из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Используемые методы:
• позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
• дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
Развивать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Материал: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; мыльные пузыри; зубные щетки; соль; нитки; расческа; ткань; клей пва; трафареты, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья) матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Ожидаемый результат:
Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами; экспериментируют с изобразительными материалами; проявляют фантазию художественного творчества.
Организация творческого уголка.
Организация выставок детских работ для родителей.
Консультации для воспитателей.
Консультации для родителей.
Мастер - классы для родителей и для воспитателей.
Составить картотеку на тему " Нетрадиционные техники рисования"
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Октябрь.
1. Печать листьев. Тема: "Осень на опушке краски разводила" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 4- 8)
Цели: а. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
б. Ознакомить с новым видом изобразительной техники- " печать растений".
в. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
г. Развивать чувства композициии, цветовосприятия.
2. Рисование пальчиками. Тема: "Ветка рябины" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 9- 12)
Цели: а. Помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство.
б. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
в. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
г. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
3. Пластилинография. «Веточка рябины». (Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.)
Цели: а. Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
б. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
в. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
г. Развивать мелкую моторику.
4. Фроттаж Тема" Осенние листья"(конспект прилагается)
1. Закрепить и расширить представление об осени.
2. Познакомить с новой техникой рисования «фроттаж»
3. Развить умение пользоваться восковыми мелками при закрашивании.
4. Развить мелкую моторику рук.
Ноябрь
1. Кляксография Тема : " Веселые кляксы" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 23-25).
Цели: а. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
б. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
в. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
г. Поощрять детское творчество, инициативу.
2. Рисование мыльными пузырями. Тема: " Картина настроения"(И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 27-30)
Цели: а. Развивать способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.
б. Учить реализовывать свои переживания, мысли, чувства в художественной форме.
в. Упражнять в рисовании мыльными пузырями.
г. Воспитывать положительные качества личности.
3. Раздувание краски Тема: "Несуществующее животное""(И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 45-49)
Цели: а. Знакомить с новым способом рисования- раздуванием краски.
б. Продолжать учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности.
в. Развивать творческое мышление, воображение.
г. Тренировать дыхание.
4. Граттаж. Тема: " Первый снег" (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 21-24)
Цели: а. Уточнять и расширять представления детей о зиме.
б. Учить отображать состояние погоды (снег, используя нетрадиционную технику граттаж.
в. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве
г. Воспитывать любовь к литературным произведениям.
Декабрь
1. Набрызги Тема: " Зимние напевы" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 64 - 68).
Цели: а. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.
б. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
в. Познакомить с новым способом изображения снега- " набрызги".
г. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.
2. Рисование солью. Тема: " Дед Мороз! "(Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 93 - 99).
Цели: а. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
б. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
в. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
г. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.
3. Фотокопия - Рисование свечой. Тема: " Морозный узор" (Г. Н. Давыдова"22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 37 - 40).
Цели: а. Вызвать у детей интерес к зимним явления природы.
б. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
в. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
г. Развивать воображение, творчество.
Январь
1. Техника выполнения витражей- клеевые картинки. Тема: " Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы". (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 45 - 49).
Цели: а. Познакомить детей со словом " витраж" и техникой его выполнения.
б. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
в. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.
2. Шаблонография Тема: " Зоопарк" (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 7-10)
Цели: а. Расширять представления детей о мире животных.
б. Учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм.
в. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
3. Рисование мозаичными мазками. Тема: " Золотая рыбка" (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 54-58)
Цели: а. Закреплять знания об обитателях подводного мира.
б. Упражнять в рисовании мазками.
в. Развивать чувство цвета, наблюдательность и воображение.
4. Рисование с помощью клея пва и сахарного песка. Тема" Волшебные снежинки"( http://www.maam.ru/detskijsad/zimnie-fantazi-30426.html)
Цели: а. Научить новому приему оформления изображения, присыпание сахарным песком по клею пва для создания объемности изображения.
б. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладевании изобразительными навыками и умениями.
Февраль
1. Каракулеграфия Тема: " Волшебный карандашик" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 54- 58).
Цели: а. Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
б. Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.
в. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов.
г. Развивать усидчивость, желание довести начатое до конца, чтобы увидеть конечный результат.
2. Расчесывание краски. Тема: " Верблюд в пустыне " (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 69- 73).
Цели: а. Ознакомление с новым приемом рисования - "расчесывание" краски.
б. Освоение нового графического знака- волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.
в. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представления о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
3. Рисование поролоном. Тема: "Плюшевый медвежонок" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 74- 80).
Цели: а. Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
б. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
в. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
4. Рисование нитками. Тема: " Красивые картинки из разноцветной нитки" (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 89- 92).
Цели: а. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
б. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.
в. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
г. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.
Март
1. Монотопия. Тема: «Бабочка- красавица». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 52-54)
Цели: а. расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек;
б. упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображениии;
в. Учить рисовать бабочку, используя прием монотопии.
2. Ожившие предметы. Тема: «Игрушки». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 30-32)
Цели: а. воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам;
б. совершенствовать навык рисования контура простым карандашом без нажима;
в. Развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
3. Смешивание цветов. Тема: «Разноцветный зонтик». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 36-39)
Цели: а. закреплять представления о цветовом многообразии;
б. расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способа их получения;
в. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
Апрель
1. Рисование штрихом. Тема: «Колючая сказка». (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 81- 85).
Цели: а. развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях;
б. показать выразительные возможности простого карандаша;
в. Учить отображать качественные признаки рисуемых объектов- «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.
2. Рисование музыки. Тема: «Музыкальный рисунок». (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 86- 88).
Цели: а. развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
б. совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм).
3. Батик. Тема: «Березка». (Г. Н. Давыдова "22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники" стр 105- 109).
Цели: а. формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.
б. познакомить детей с техникой рисования- батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
Май
1. Рисование восковыми мелками и акварелью. Тема: «Летний дождь». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 5-7).
Цели: а. учить отображать состояние погоды (дождь) нетрадиционным способом;
б. упражнять в рисовании различными материалами (восковыми мелками, акварельными красками);
в. развивать произвольность поведения.
2. Тычки жесткой полусухой кистью. Тема: «Дружеский салют». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 39-42).
Цели: а. учить приему рисования «тычок жесткой полусухой кистью»;
б. закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии;
в. развивать чувство композиции.
3. Рисование на мокром листе. Тема: «Мое море». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 13-16).
Цели: а. знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге;
б. развивать фантазию, воображение.
4. Оттиск скомканной бумагой. Тема: «Живописный луг». (И. А. Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками стр 49-52).
Цели: а. знакомить с техникой рисования скомканной бумагой;
б. учить подбирать летние цветовые сочетания.
Список используемой литературы:
1. Г. Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники». - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
3. И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». -Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016.
4. http://www.maam.ru/detskijsad/zimnie-fantazi-30426.html