Бобибок Наталья Николаевна
Использование разных форм речи в обучении детей дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Использование разных форм речи в обучении детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Н. Н. БОЛИБОК
ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат №1 для детей с нарушением слуха и речи» г. Павлодар
«Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай действовать и я наВзаимосвязь форм речи в обучении языку глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста определяется рядом факторов: возрастом ребенка, состоянием его слуха и исходного уровня речи, уровнем интеллектуального развития. В связи с этим использование разных форм речи выглядит по-разному применительно к глухим детям с длительным сроком обучения (четырех-пяти лет, с сокращенными сроками дошкольного воспитания (двух-трех лет); к слабослышащим детям; к глухим и слабослышащим детям со сложной структурой нарушений развития. Однако всегда устная речь выступает как исходная и основная на всех этапах обучения, поскольку она используется в качестве основного средства общения и является основой для формирования других форм речи.
Публикация «Использование разных форм речи в обучении детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.
Однако устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.
В дошкольных учреждениях для глухих на третьем году обучения (в средней группе) в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки, примерно в течение квартала. Дактилология, по мере овладения ею, начинает выступать как самостоятельная форма речи, однако тесно связанная с двумя другими -- устной и письменной. Через чтение и дактилирование у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру. В тех случаях, когда у детей будут возникать трудности в восприятии и воспроизведении слов или фраз, в помощь одной форме речи может быть привлечена другая.
В старшей и подготовительной группах повышается роль устной речи : дети воспринимают слухо-зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный материал. Письменная речь используется в виде аналитического чтения и самостоятельного письма детей печатными буквами. Дактилология подключается в случаях трудностей в восприятии нового или недостаточно усвоенного речевого материала, при запоминании структуры сложных слов.
В обучении слабослышащих детей формируется другая взаимосвязь форм речи. На всех этапах их обучения устная речь остается ведущей, она применяется как основное средство обучения и общения. Письменная речь в силу трудностей в восприятии устной речи используется параллельно, подкрепляя устную речь со стороны точности восприятия и воспроизведения. Письменная речь связана с формированием нескольких видов речевой деятельности: глобального и аналитического чтения, собственного письма печатными буквами, работой с разрезной азбукой.
Таким образом, различные формы речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха используются следующим образом :
• 1. Устная речь (ведущая форма речи на всех годах обучения) : - у глухих детей без специально организованного обучения устная форма речи не формируется; - у слабослышащих детей есть возможность накопления ограниченного словаря без специального обучения.
• 2. Письменная речь (вспомогательное средство) : - глухие дети усваивают глобальный способ восприятия слов, обучаются письму печатными буквами, а затем переходят к аналитическому чтению; - у слабослышащих детей глобальное чтение проходит менее активно. Обучение аналитическому чтению необходимо начинать раньше, чем у глухих. Письменная речь подключается в случае необходимости ускорить процесс аналитического восприятия речевого материала или добиться восприятия уточненной структуры слова.
• 3. Дактильная речь (вспомогательное средство) : - для глухих детей дактильная форма облегчает и ускоряет накопление словаря. Дети получают возможность раньше и активнее пользоваться словом в общении; - у слабослышащих детей позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки. Объем дактилологии меньше чем у глухих детей.
Подводя итог, следует еще раз отметить, что без последовательной специальной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка.
Список используемой литературы :
• 1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. - М., 2002
• 2. Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О. А. Методика обучения глухих детей произношению. - М., 2008
• 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1982.
• 4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2003
• 5. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001
• 6. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000
• 7. Использование различных видов речи в процессе обучения глухих учащихся вечерних школ, - Ленинград, 1979
• 8. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1972.
• 9. Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. М. : Педагогика, 1983
• 10. Лосев А. Ф. Философия имени. - М., 1927
• 11. Лубовский В. И. Специальная психология. - М., 2003.
• 12. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1985
• 13. Немов Р. С. Психология -М, 2003
• 14. Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М. 2004
• 15. Пелымская Т. В., Шматко К. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. - М., 2003
• 16. Развитие речи // Обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста : Программа. - М., 1991
учусь