Мужикова Наталья Александровна
Использование педагогического наследия Е. А. Флёриной в современном дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Е. А. ФЛЁРИНОЙ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье характеризуются основные педагогические условия использования наследия Е. А. Флёриной в практике современной образовательной организации на примере одного из детских садов г. Ярославля.
Ключевые слова: дидактические средства; педагогические условия; программы обучения и воспитания; эстетическое воспитание; обучение родному языку; дидактика детского сада.
USING OF THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF E.A. FLERINA IN THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION
N. A. Muzhikova
Публикация «Использование педагогического наследия Е, А, Флёриной в современном дошкольном образовании» размещена в разделах
Annotation. The article characterizes the main pedagogical conditions for using the heritage of E.A. Flerina in the practice of a modern educational organization on the example of one of the kindergarten in Yaroslavl.
Key words : didactic means; pedagogical conditions; training and education programs; aesthetic education; mother tongue teaching; kindergarten didactics.
В наше вpемя, когда идёт поиск эффективных путей для постоянно развивающихся теорий и методик образования и воспитания подрастающего поколения, весомое значение пpинимает изучение педагогического опыта выдающихся деятелей прошлых лет, переоценка его значимости с помощью современных взглядов. Это помогает обнаружить результативные способы поиска осознания проблем в воспитании, внимательнее отнестись к изучению подходов, которые не оказались принятыми к практике, а в настоящее время новых идейных веяний становятся актуальными решениями. Данная статья посвящена изучению опыта выдающегося педагога Евгении Александровны Флериной. При изучении мы использовали архивные материалы, которые относяться к жизни и деятельности Е. А Флериной, анализировали и изучали рукописные труды Е. А. Флериной, публикации, посвященные жизнедеятельности Е. А. Флериной, исследованию ее педагогического наследия. В психологической и педагогической литературы, опубликованной в годы ее педагогической деятельности, мы исследовали материал по проблеме речевого развития дошкольников и использования художественного слова в детском саду. Знакомились с трудами учеников Е. А. Флериной и современных исследований, отражающих и развивающих идеи Е. А. Флериной, с целью определения ее влияния на современную лингводидактику и методику художественного чтения и рассказывания в детском саду.
Е. А. Флерина внесла огромный вклад в дошкольную педагогику, который трудно переоценить. Она принимала активное участие в создании системы общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Ее разносторонняя практическая, общественно-педагогическая и научная деятельность оказала значительное влияние на содержание и методику лингвистического развития дошкольников. Анализ педагогического наследия и научно-педагогической деятельности Е. А. Флериной, ее учеников и последователей свидетельствует о создании ею научно-педагогической школы. Она положила начало экспериментальным исследованиям в области речевого развития дошкольников через изобразительную деятельность и художественное слово. Под научным руководством Е. А. Флёриной были выполнены первые психолого-педагогические исследования, наметившие пути изучения научно- методических основ речевого воспитания дошкольников, и были посвящены развитию детского творчества и ознакомлению с художественным словом (Н. С. Карпинская, М. М. Конина, Е. Ф. Лукина, О. И. Соловьева, связной речи (М. Л. Варшавская, Р. И. Габова, Л. А. Пеньевская,. Работы Е. А. Флериной и её учеников составляют основу современной методики [2, c. 45].
Развитие речи Е. А. Флерина рассматривала в контексте разработанной ею системы эстетического воспитания. Оно осуществляется в единстве с воспитанием личности ребенка. Среди речевых задач она выделяет расширение лексикона, обогащение структуры детской речи, работу над фонетикой, культурой речи, её выразительностью, знакомство с художественной литературой, овладение различными формами живого слова и развитие словесного творчества. Взгляды Е. А. Флериной на речевое развитие находят своё подтверждение в психолингвистической характеристике речи, как особого вида деятельности [1, c. 74].
В качестве ведущей идеи Е. А. Флерина выдвинула положение о взаимосвязи развития, воспитания и обучения. Данная идея нашла своё отражение в работах, посвящённых общим вопросам эстетического воспитания, художественному чтению и рассказыванию, развитию детской речи. На основе определения своеобразия детского творчества Е. А. Флерина показала роль действенного познания ребёнком реальности, активного деятельного общения с окружающим, необходимость единства познавательного и эмоционального в восприятии искусства, а также единства восприятия его содержания и формы. На материале исследования детского творчества она раскрыла зависимость процесса его развития от воспитания и обучения.
Большой интерес для современной науки и практики представляют взгляды Е. А. Флериной на дошкольную дидактику. Развитие речевых способностей детей рассматривалось ею в целостном педагогическом процессе, когда речевое развитие осуществлялось не только на специально организованных занятиях, но и путём педагогического воздействия на речь детей в различных видах деятельности.
Педагогическими условиями речевого развития дошкольников выступают окружающая ребёнка среда. Во всех научных и научно- методических публикациях Е. А. Флериной многократно обращается внимание на необходимость создания радостной атмосферы общения, доброго, активного тона всей жизни детей, живой работы с каждым ребёнком, учета его индивидуальной психологии, того, что сегодня принято называть личностно-ориентированной педагогикой.
Анализ современных исследований, образовательных программ, практики работы дошкольных учреждений убедительно показал большое влияние взглядов Е. А. Флериной на психолого-педагогические основы, методические аспекты работы по речевому развитию детей в современной теории и методике дошкольного образования.
Рассмотрим применение идей и взглядов Е. А Флериной на примере МДОУ «Детский сад № 192».
Так, раздел программы МДОУ «Детский сад № 192», посвящённый театрализованной деятельности дошкольников, предусматривает не только знакомство с техникой речи, развитие умения владения телом, азами кукловодства, но и постановку небольших сценок при помощи актеров-детей и кукол, изготовленных педагогом совместно со старшими дошкольниками. Таким образом, вновь находит своё подтверждение справедливое указание на то, что творчество необходимо развивать в различных видах деятельности.
В эстетическом воспитании дошкольников педагоги МДОУ «Детский сад № 192» также применяют рекомендации Е. А. Флериной. Дошкольное учреждение насчитывает более чем 65-летнюю историю. За это время накоплен значительный опыт работы. Главным принципом своей деятельности воспитатели считают творческое отношение к работе. В каждое, традиционное с точки зрения методики проведения, занятие педагоги стараются внести интересный элемент, стимулирующий детскую активность, творчество. Для этого детского сада характерно проведение различных спектаклей, конкурсов и выставок, в которых принимают участие педагоги, дети, родители. Подобное сотрудничество дает положительные результаты. В дошкольном учреждении проходят занятия по выразительному чтению и методике развития речи. Педагоги разделяют точку зрения Е. А. Флериной на то, что праздники не должны превращаться в концерт для взрослых. Все мероприятия проходят организованно, но в то же время для детей готовят много сюрпризов, неожиданных номеров силами работников сада и детей, которые надолго остаются в памяти, вызывают желание поделиться впечатлениями с друзьями.
В детском саду также активно используются презентации, видеоролики и различные инновационные технологии, что соответствует предложениям Е. А. Флериной, М. Л. Варшавская в отношении отбора материала и методов работы.
Большое внимание Е. А. Флерина уделяла игре и развитию творчества: «необходимо также продумать методы и приёмы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр». В данном дошкольном учреждении используются все виды игровой деятельности. Список игрушек для детского сада включает в себя и те игрушки, которые рекомендовала для дошкольников Е. А. Флерина. Значительное место среди игрушек занимают игрушки-полуфабрикаты, конструкторы и в частности конструктор, разработанный Е. А. Флериной.
Методика организации и проведения игр разъясняется в «Методических рекомендациях к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
В оформлении детского пространства дошкольного учреждения используются репродукции картин известных художников, а также работы воспитанников, выполненные на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Используя рекомендации Е. А. Флериной, групповые комнаты разделены на небольшие зоны, в которых особенно уютно чувствуют себя дошкольники.
В МДОУ «Детский сад № 192» большое внимание уделяется повышению профессионального уровня педагогов. Воспитатели делятся своим опытом через проведение мастер-классов, обучающих семинаров, тематических занятий не только в рамках дошкольного учреждения, но и муниципальной системы образования, а также большое внимание уделяют вопросам самообразования и обучению на профильных курсах. Таким образом, осуществляется положение Е. А. Флериной о том, что педагог должен постоянно повышать свою квалификацию.
Таким образом, изучив и проанализировав опыт Е. А. Флериной показывает, что анализ современных исследований, образовательных программ, практики работы дошкольных учреждений имеет большое влияние на психолого-педагогические основы, методические аспекты работы по речевому развитию детей в современной теории и методике дошкольного образования.
Библиографический список
1. Андрюшина И. И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флёриной : дисс. канд. пед. наук: 13.00.07 — М., 2003 – 250 с.
2. Данилова Н. M. Реализация идей Е. А. Флериной в эстетическом воспитании детей. // Проблемы дошкольного образования XXI века. МПГУ, М. : 2000, -284 с.
3. Жизнь и научно - педагогическая деятельность Е. А. Флериной // Эстетическое воспитание школьника/ Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 5-40.
4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» : под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, 7Т. С. Комаровой - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 700с.
5. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебник для студентов учреждений высшего образования / Под общ. ред. В. И. Яшиной. – М., 2018. – 448 с.
6.