Муковоз Жужета Викторовна
Использование нетрадиционных методов работы с детьми с Рас
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из проблем в системе современного образования является детский аутизм.
Аутизм рассматривается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений развития. Дети с аутизмом испытывают разнообразные трудности. Одной из них является обучение.
Что такое расстройства аутического спектра (РАС?
Публикация «Использование нетрадиционных методов работы с детьми с Рас» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя, уход в мир собственных фантазий. К сожалению, родителям, чьи малыши оказались «особенными» придётся пройти очень тяжёлый путь, чтобы подготовить их к взрослой, полноценной жизни. Тем не менее, при должном усердии и ранней диагностике, такие дети становятся равноправными членами общества.
Моя проектная деятельность с такими детьми началась с изотерапии, так как искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций, значительно расширяющего диапазон взаимодействия личности с обществом, формирующего механизмы самостоятельной оценки, интерпретации зрительных образов, создающего в мире ребенка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.
Изотерапевтические занятия существенно дополняют основные психологические методы работы и используют возможности искусства для развития личностного потенциала ребенка с синдромом аутизма. Позитивные изменения находят отражение и в рисунках этих детей, окружающий мир в них постепенно одушевляется – от изображения символов осуществляется переход к изображению животных, затем – людей. Путём образного самовыражения (рисование пальцами, трубочками, ватными палочками, ватными дисками и др.) ребенок проявляет свои творческие способности, развивает новые навыки и умения, получает возможность избавиться от страхов, обрести уверенность в себе и выстраивать партнерские отношения в наиболее щадящем режиме. Надо отметить, что у детей отмечается прогресс в развитии навыков, улучшилась память, отмечается прогресс в познавательной деятельности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется индивидуальными особенностями наших детей. Учитывая эти особенности, мы используем следующие формы и методы работы :
- Техника рисования «Рисуем пальчиками».
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Огромное удовольствия приносит ребенку рисование пальчиками! Тематика разнообразна: это цветы, листья, дорожки, пушистые животные, и т. д. Такой прием рисования развивает у детей тактильные ощущения, творческое воображение.
-Оттиск вилкой.
-Оттиск листьями.
-Техника «Рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком)
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой.
-Оттиск пробкой. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку с краской и наносит оттиск на бумагу.
- Оттиск ватными палочками.
-Рисование на манке.
- Рисование и разукрашивание по трафарету.
-Технология рисования «ЭБРУ» - искусство рисования на воде.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага - должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость. Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
Способ получения изображения: ребенок рисует красками на воде, накладывает лист бумаги на жидкость и получает рисунок.
Таким образом, совместное использование различных техник рисования может дать хорошие результаты в обучении ребенка с аутизмом. Задача педагога, используя знания прикладного анализа поведения, подходить к каждому заданию творчески и адаптировать его под функционал конкретного ребенка, его особенности и сенсорные проблемы. Адаптация материала не должна представлять собой удаление из программы всех относительно сложных задач. Каждая такая сложность – повод для поиска новых подходов, новых техник подачи материала так, чтобы ребенок, в итоге, смог ее выполнить и почувствовать себя успешным.
Список использованной литературы :
1. Галянт И. Г. Коррекция детского аутизма средствами арт-педагогики / Научно-методическое обеспечение оценки качества образования // —
№ 1(6, 2019. – С. 68-72.
2. Мелешкевич О., Эрц Ю., Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) : Издательство: Бахрах-М, 2018. – 208 с.
3. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. – М. : Владос, 2014. – 697 с.
4. Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб. : Свое издательство, 2015. 600 с.
5. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: Пути помощи/ Никольская, О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. – М. : Теревинф, 2007. – 227 с. 14.
6. Никольская, О. С. Дети с аутизмом: варианты развития / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — 540 с. 15.
7. Нуриева. – М. : Теревинф, 2013.– 160 с. 16. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Отв. ред. С. В. Алехина // Под общ. ред. Н. Я. Семаго. М. : МГППУ, 2012. 280 с. 17.