Светлана Флегонтова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси
▼ Скачать + Заказать документы
татья «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси»
Флегонтова Светлана Федоровна.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси» размещена в разделах
- Народы севера
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Несовершенство процесса разработки педагогических технологий приобщения дошкольников к народному искусству коренных народов в нашем регионе, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обусловили выбор темы предстоящей педагогической работы: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам искусства, культуры и быта народов ханты и манси». В основе выбора темы лежит идея о том, что освоение культурного пространства региона через приобщение к народным традициям это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития личности ребенка.
Над данной темой я начала работать в 2006 году, по мере накопления знаний и опыта, постепенно разработала систему работы по приобщению воспитанников старшего дошкольного возраста к основам искусства и культуры обских угров, с помощью которой удалось реализовать следующие задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства коренных народов нашего района, воспитания у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Ознакомление детей с национальным бытом, традициями (обычаями и праздниками, народными играми и игрушками, занятиями, ремеслами этих народов.
З. Развитие умения создавать выразительные узоры и орнаменты на одежде и объемных предметах, воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии
4. Обогащение детей знаниями о фольклоре, ознакомление с творчеством поэтов и писателей, художников коренных народов : Ювана Шесталова - поэта - манси, Еремея Айпина, писателя - ханты, Микуля Шульгина поэта - ханты, Андрея Тарханова, поэта манси и др.
5. Расширение представлений о природе нашего края, воспитание заботливого отношения к природе и людям на основе жизненного уклада народов ханты и манси.
На подготовительном этапе работы:
1. Создали в группе предметно-развивающую среду, знакомящую детей с культурой и бытом коренного населения: берестяные туеса, шкатулки, подвески из бисера, макет стойбища – чум, олени, собаки, нарты, облас.
2. Подобрали соответствующую художественную литературу: рассказы, сказки, сказания, собрали материалы о жизни и творчестве писателей, поэтов, художников. Оформили подборки примет, пословиц, поговорок, загадок, народных подвижных и интеллектуальных игр коренных народов; приобрели записи национальных мелодий танцев, песен.
3. Подготовили фотоматериалы о жизни, быте, труде коренных народов ханты и манси, а также наглядный материал, образцы орнаментов.
4. Привлекли родителей к работе, решением родительского собрания создали семейный клуб «Родной край».
5. В систему работы с детьми старшего дошкольного возраста были внедрены новые информационные технологии в виде коллекции презентаций
• о животном и растительном мире нашего края;
• фотоматериалы о народном искусстве и быте ваховских хантов;
• о традициях, предметах быта, одежды, обуви, домашней утвари коренных народов; а также созданы дидактические игры и игровые упражнения:
• д/ игра: «Назови лишний предмет»
• д/упражнение «Кому, что нужно?».
• д/игра «Найди связи».
• На занятиях по рисованию орнаментов народов ханты и манси предлагались алгоритмы построения орнаментов
Работа велась с опорой на перспективное планирование, в котором учитывались:
- непосредственно – образовательная деятельность – это цикл по ознакомлению с окружающей природой, жизнью и бытом, продуктивная деятельность по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством народов ханты и манси, в коммукативной деятельности вводились загадки, приметы, пословицы, поговорки, потешки, познавательные рассказы о жизни коренных народов, народные игры, игры и демонстрация наглядного материала с помощью информационно –коммуникационных технологий.
- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседы, познавательные минутки, наблюдения, дидактические игры, ознакомление с фольклором и национальной художественной литературой, рассматривание репродукций картин художников и иллюстраций, сюжетно– ролевые игры: «Путешествие по Ваху», «Оленеводы», драматизация сказок.
- самостоятельная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование, настольные дидактические игры: «Составь орнамент», «Ковер», народные подвижные и интеллектуальные игры.
- работа с родителями – консультации, развлечения, викторины, работа семейного клуба «Родной край».
- чтобы расширить представления детей о быте, одежде, культуре коренного населения, мы создали в детском саду мини-музей, в котором дети могли рассматривать, трогать руками различные предметы и игрушки, ощутить красоту прикладного искусства.
Сегодня, в век компьютеров, интернета, полетов в космос трудно себе представить, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окруженные, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть этого культурного поля составляли народные традиции. Ребята знают, что искусство всегда было связано с трудом людей. Они с любовью относятся к изделиям народных умельцев : рассматривают их, играют с ними, а потом с большим интересом осваивают приемы их изготовления. Так поддерживается связь между прошлым и настоящим. Мы надеемся, что дети, так же, как мы будут любить нашу Югорскую землю, беречь, сохранять и разумно использовать ее богатства. Будут уважать народ, населяющий эту территорию, их культуру и самобытность.