Светлана Зотова
Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5–6 лет в ДОУ
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни. Безусловно, что развитие музыкально-ритмического слуха является важным вопросом в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. А новые подходы к музыкальному образованию (в соответствии с ФГОС ДО) требуют от педагогов использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. И чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, педагог должен реализовывать поставленные задачи через игру – ведущий вид деятельности дошкольников.
Публикация «Использование игровых технологий в развитии музыкально-ритмического слуха детей 5–6 лет в ДОУ» размещена в разделах
Актуальной проблемой остаётся использование игровых технологий с целью повышения качества уровня педагогического процесса.
Мы решили изучить вопрос использования игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОО с целью развития музыкально-ритмического слуха детей 5-6 лет. Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Ведь ритм – одно из выразительных средств в музыке, передающее её содержание и являющееся основой эмоциональной отзывчивости на музыку.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях, музицировании, пении и т. д. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс.
Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей., в частности, музыкально-ритмического слуха.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в игре у ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через:
• движение
• речь
• -музицирование с инструментами.
Игровые технологии, способствующие развитию музыкально-ритмического слуха включают в себя :
• Дидактические игры
• Пальчиковые игры
• логоритмические
• речевые
• игры со звучащими жестами
Работа по развитию музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников включает в себя решение педагогом следующих задач:
1. учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;
2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
3. учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);
4. формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
5. развивать творческие способности.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Одним из рекомендованных пособий по развитию музыкально-ритмического слуха у дошкольников является программа «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Она помогает музыкальным руководителям развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.
На современном этапе существует множество разнообразных программ, нацеленных на развитие музыкально-ритмического слуха у детей посредством игровых технологий.
Мы изучили разнообразные музыкальные игры, а также практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста по развитию музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников через использование игровых технологий.
Хороших результатов по развитию музыкально-ритмического слуха можно добиться только при совместной работе педагогов. А ещё при условии взаимодействия с родителями. Идеальная ситуация, когда с ребенком занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы, консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра, разучивают песни, танцы, играют на инструментах.
Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста среди всех видов музыкальной деятельности. Мы убедились в эффективности различных игровых технологий, направленных на развитие музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников.