Татьяна Владимировна Черномашенцева
Деловая игра «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных образовательных технологий в
условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс»
Подготовила:
Черномашенцева Т. В.
воспитатель 1 категории
2019г.
Деловая игра.
Цель:
Публикация «Деловая игра „Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
1. Повысить теоретический уровень педагогов по вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.
2. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
3. Активизировать знания педагогов об основных видах деятельности детей в ДОУ.
4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Предварительная работа:
изучение методической литературы по данной тематике;
Методическое обеспечение:
Методы активного обучения:
дискуссия; игровые; неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).
План деловой игры :
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.
Ход.
1. Мотивационно – организационный этап.
Мы рады всех Вас здесь приветствовать. Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и семью. Уважаемые коллеги! ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности детей, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
И в связи с этим. Я приглашаю Вас на деловую игру, где мы вспомним образовательные технологии, постараемся решить проблемные задачи.
ДЕЛЕНИЕ НА 2 КОМАНДЫ: с помощью ленточек (взялись за концы зеленые и красные ленточки)
Придумали название
1. Игра «Кто больше?». КОМАНДАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ вспомнить и записать названия педагогических технологий.
Правила игры:
1. Соблюдать порядок и тишину.
2. Выслушать задание до конца.
3. Уметь слушать другого.
4. Работать дружно, согласованно.
5. Отвечать чётко и громко, а не хором.
Ход игры:
2. Содержательный этап.
(Совершенствовать умение дискутировать, выступать.)
- Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Плюсы:
1) Первый плюс ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.
2) Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
3) Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.
4) Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
5) Пятый плюс — это то, что активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.
Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается: социальное направление;
спортивно-оздоровительная деятельность; общекультурное развитие.
духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;
общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;
Минусы:
Во ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Наиболее очевидным минусом ФГОС является требования к условиям реализации стандарта и сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство, заключая "общественный договор", должно коренным образом поменять качественное улучшение материально-технической базы всех учреждений.
Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно – звуковых пособий (в том числе в цифровом виде, интерактивных досок, учебно – практического и учебно – лабораторного оборудования, натуральных объектов.
Трудности по организации учебного процесса : выбрать УМК, (Учебно-методический комплекс).
Воспитателям детских садов навязывается программа с преобладанием ситуативной модели воспитания ребенка. Такой подход является составляющим классической модели образования, которая применялась в период Советского Союза. Теперь данный элемент всей системы выдвигается как единая целая философия. Но один винтик никогда не сможет стать двигателем внутреннего сгорания.
Не совсем понятен механизм объективной оценки успехов ребенка в период дошкольного образования.
- Расшифруйте ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии). Плюсы:
1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
2. Глубже постигаются понятия числа и множества;
3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; 4. Тренируется эффективность внимания и память;
5. Раньше овладевают чтением и письмом;
6. Активно пополняется словарный запас;
7. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
8. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
9. Развивается воображение и творческие способности;
10. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Минусы:
Доступное оборудование (компьютеры, мебель, помещение, оснащение, финансирование). Время.
- Что такое ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
Плюсы:
Формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Данный опыт помогает педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.
является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментах;
позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Минусы: практика показывает, что для реализации даже адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ- технологии, педагогу необходима, как минимум, специальная подготовка по ТРИЗ. В противном случае системы работы не выстроить.
Инструменты ТРИЗ не представляют собой единую систему, а разбиты на независимые части (приемы, эффекты, стандарты) и непонятно когда и как их использовать. При решении задач приходится перебирать все инструменты.
Не определена область применения ТРИЗ.
Отсутствует общая концепция построения и развития ТРИЗ.
Нет точных определений элементов и терминов ТРИЗ.
Отсутствует методика формирования творческого, системного и логического мышления.
Нет однозначности и точности инструментов.
Не определены количественная и качественная стороны инструментов.
Повторяемость (избыточность) инструментов (многие инструменты повторяют друг друга).
Нет четкой связи законов развития систем и инструментов ТРИЗ.
Предлагаю на обсуждаемую тему немного поиграть, а заодно мы на себе проверим данную технологию.
Особенно хорошо в этом помогают коллективные игры например «ДА» и «НЕТ». (Педагог загадывает слово "Слон”, другие задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, педагог отвечает только " да” или "нет”, пока кто ни будь не отгадает задуманное.).
Игра «Хорошо — плохо».
Инструкция: необходимо определить по три позиции, когда это бывает хорошо и когда это бывает плохо, по каждой из предложенных тем, например:
• Разнообразие современных технологий в ДОУ.
• Я — воспитатель детского сада.
• В группе отсутствует помощник воспитателя.
В процессе обсуждения педагоги усваивают одну из ведущих
идей ТРИЗ- технологии — нахождение и разрешение противоречий.
Рассмотрение вещей, событий одновременно с двух противоположных сторон позволяет развивать диалектическое мышление уже с дошкольного возраста (в практике своей работы педагог демонстрирует ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие, и плохие стороны, есть и хорошие, и плохие свойства).
Технология развивающего обучения – всем известны?
Развивающее обучение – это направленность учебного процесса на интеллектуальное, физическое, познавательное и нравственное развитие учащихся.
Плюсы:
1. Каждый ребёнок является отдельной личностью. В традиционной программе основная часть НОД построена в виде получения огромного количества информации, которую передает педагог. Детям нужно лишь запомнить ее и уметь пересказать. По методике Л. В. Занкова акцент ставится на партнерство. Педагог развивается совместно с ребёнком. Перед педагогом стоит задача не просто преподать готовую информацию, а научить анализировать и синтезировать ее. С помощью этого можно заинтересовать каждого ученика. Обучение не предусматривает классификацию отметок ни положительных, ни отрицательных, это раскрепощает ребенка и дает возможность проявить себя в коллективной и самостоятельной работе.
2. Развитие творческих способностей. Комфортная обстановка, эффект наглядности, коллективное обсуждение дает начало навыкам осмысленного диалога, развивают критическое мышление и творческий потенциал.
Система учит ребенка уходить от стандартного мышления и находить нестандартные ответы.
3. Разнообразие деятельности. Применение дидактических игр, дискуссий, инсценирование и т. д.
4. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.
Минусы:
Не всем детям по силам быстрый темп и высокая степень сложности. Каждый ребёнок обладает индивидуальными особенностями, универсальной системы обучения для всех нет.
Нет законченного систематизированного комплекса обучения, начиная от дошкольников.
Самоконтроль и самооценка. Не все дети способны объективно оценивать собственные силы.
Слабая теоретическая часть. Так как большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени. Задания бывают настолько сложными, что по силам не каждому взрослому.
Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщенные интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия.
Игровые технологии – известны, конечно же, всем!
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В. А. Сухомлинский
Плюсы:
Создается благоприятный психологический климат;
Воспитанники получают удовольствие от проведения игры;
Нод проходит на высоком эмоциональном уровне;
В процессе игры дети имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учатся применять свои знания;
Послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Минусы:
Нередко объяснение правил, и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают достаточно поиграть, к примеру, на занятии по физической культуре;
После проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в группе;
Соревнование между детьми перерастает в нездоровое соперничество, обиду и даже злость к другой команде.
Педагогика сотрудничества – существует и такая технология взаимодействия с детьми.
Педагогика сотрудничества - направление, представляющее собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Плюсы:
Гуманно-личностный подход к ребенку, который подразумевает развитие в комплексе всей совокупности качеств личности через всю образовательную среду.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, в котором содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель обучающего учреждения. Обучение происходит, прежде всего, обобщенным знаниям.
Уважение и терпимость к другим. Личная свобода. Равенство.
Справедливое отношение к другим. Участие в жизни общества.
Уважение закона. Мышление: открытое, критическое.
Можно смело утверждать, что эти качества прекрасно вписываются в учебный и воспитательный процессы.
Минусы:
наличие нечетких, противоречивых суждений;
противопоставление личностного подхода индивидуальному;
завышение роли оценивания ученических работ;
сомнительный тезис о необязательности учительских оценок;
противоречивая мотивация отказа от принуждения в обучении;
недооценка объективной трудности, связанной с наличием в школах
общая недооценка значения роли воспитателя в развитии личности;
отказ от коллективного анализа воспитанников ошибок.
Предлагаем немного размяться.
Физминутка «Я собой горжусь».
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое пригожусь».
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удачи».
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»
7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен, и я прекрасна»
8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
9. Положив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Также всем нам известны здоровьесберегающие технологии.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире». Изречение Джона Локка.
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только
здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом
в окружающем мире.
Плюсы:
Более быстрое достижение результатов, по сравнению с коллективно-ориентированной педагогикой.
Более глубокое понимание и доверие среди детей, между ребенком и педагогом, по сравнению с коллективно-ориентированной педагогикой.
В этой технологии практически одни плюсы которые можно перечислять очень долго и казалось бы минусов нет, НО в настоящее время в котором мы с вами сейчас живём, существуем не всем детям можно всё. К сожалению есть дети которые, не могут подвергаться все доступным методам, нельзя забывать о детях требующих к себе индивидуального подхода.
Минусы:
Есть и такая технология как – личностно – ориентированный подход.
Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.
Плюсы:
Одобрения заслуживают такие его особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности, обучение, направленное на развитие личности ученика, оригинальное построение содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.
Минусы:
При отсутствие внешнего контроля велика степень ошибки педагога.
Формирование потребностей ребенка, его жизненных принципов, форм поведения и взглядов зависит только от нравственности и компетентности конкретного педагога.
Ассоциативная связь модели поведения, а также взглядов и принципов ребенка с личностью педагога (не проецируется на окружающий мир).
При смене обстановки, велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка. Малая адаптивная способность ребенка в окружающем мире.
Велика вероятность возникновения моральных травм у ребенка при смене педагога.
Велика вероятность смены форм поведения, взглядов и принципов в отсутствие педагога.
Создание педагогических ситуаций требует от педагога высокой квалификации и повышенных затрат жизненно-временных ресурсов.
Произведя сравнительный анализ вышеизложенных подходов, не трудно увидеть, что традиционный личностно-ориентированный подход к работе педагогического коллектива менее эффективен, чем коллективно-ориентированный.
Ну и не нужно забывать про такую технологию как проектная деятельность.
Плюсы:
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребё нка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Кроме того, метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Минусы: Из минусов, наверное, может быть только недостаточно оборудования.
3. Заключительный этап.
Предложите свою инновационную технологию и докажите важность вашей идеи, которую вы сможете реализовать в педагогической деятельности в ДОУ.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами вспомнили образовательные технологи, а так же активизировали ваши знания и умения в области ФГОС ДО.
И закончить хочется всё «Методика неоконченных предложений»
Самым трудным для меня было…
Больше всего мне понравилось…
Я научился. Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что. Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что. Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
Всем большое спасибо за участие!