Татьяна Лапухова
Статья «Инновационные технологии в социальном обслуживании в государственном учреждение»
▼ Скачать + Заказать документы
Лапухова Т. В. ,
социальный педагог, ГКУ СО «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» отделение п. г. т. Осинки
г. Безенчукский район,п. г. т. Осинки, Россия
Инновационные технологии в социальном обслуживании в государственном учреждение.
Государственное казенное учреждение Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» отделение п. г. т. Осинки осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей раннего возраста, реабилитацию детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помещенных под надзор.
Публикация «Статья „Инновационные технологии в социальном обслуживании в государственном учреждение“» размещена в разделах
Центр является учреждением стационарного обслуживания с предоставлением социальных услуг в соответствии с национальными стандартами РФ по социальному обслуживанию населения.
Деятельность центра строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей.
Предметом деятельности учреждения является обеспечение временного нахождения и оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-трудовых и иных социальных услуг переданным под надзор учреждения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, имеющим законных представителей, но переданных ими в учреждение в связи с трудной жизненной ситуацией, в возрасте от 0 до 18 лет.
Целями деятельности, для которых создано учреждение, являются:
Обеспечение в качестве законного представителя прав и интересов помещенных в учреждение детей-сирот.
Обеспечение в стационарной форме социального обслуживания, включающего необходимые детям-сиротам и детям в ТЖС в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее-ИППСУ, в том числе экстренной социальной помощи.
Содействие органам опеки и попечительства по их поручению в осуществлении устройства детей-сирот на воспитание в замещающие семьи.
Воспитание у детей-сирот и детей в ТЖС трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, семье, навыков здорового образа жизни, культуры поведения, законопослушания, гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию своего народа и достижения человечества.
Содействие получению образования детям-сиротам и детям в ТЖС по основным общеобразовательным программа начального, основного и среднего образования, а также дополнительного образования в соответствии с действующим законодательством об образовании и с учетом времени пребывания в учреждении, формы и степени их дезадаптации, возраста, уровня учебной подготовки, а также необходимого обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Решение о форме образования принимается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Для достижения целей деятельности центра предоставляется следующий вид услуг:
I) Предоставление на условиях приближенных к домашним детям-сиротам и детям в ТЖС, необходимо в соответствии ИППСУ комплекса социальных услуг, осуществлению медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей в ТЖС.
Содержание детей-сирот в учреждении на условиях полного государственного обеспечения.
Социальные услуги в рамках ИППСУ предоставляются бесплатно.
Несовершеннолетний ребенок признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:
полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
отсутствие определенного места жительства;
отсутствие работы и средств к существованию;
наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года.
Информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
II) Создание благоприятных условий, способствующих интеллектуальному, умственному, эмоциональному нравственному и физическому развитию личности несовершеннолетнего. Организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режим дня, рационального питания и двигательного режима детей.
III) Обеспечение предоставления детям - сиротам, детям в ТЖС, медицинских услуг медицинскими организациями в рамках ОМС.
В случае выявления у несовершеннолетнего заболевания по результатам проведенного медицинского обследования, диспансеризации, при наличии медицинских показаний к оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи лечащий врач (врач-специалист по профилю заболевания) медицинской организации, оказывающей первичную медико - санитарную помощь и (или) первичную специализированную медико - санитарную помощь, в том числе проводящей диспансеризацию несовершеннолетних, направляет несовершеннолетнего для оказания специализированной медицинской помощи в медицинскую организацию автономного округа или, при невозможности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинской организации автономного округа, в федеральные медицинские организации и медицинские организации других субъектов Российской Федерации, расположенные за пределами автономного округа, в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа.
В случае определения у несовершеннолетнего медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи медицинская организация, в которой несовершеннолетний проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, в течение 10 рабочих дней со дня определения указанных показаний готовит комплект документов, необходимый для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, и представляет его: 1) в медицинскую организацию, включенную в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования; 2) в департамент здравоохранения автономного округа в случае оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
При установлении показаний для оказания специализированной медицинской помощи в экстренной форме, а также при наличии эпидемических показаний несовершеннолетний доставляется выездной бригадой скорой медицинской помощи в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, незамедлительно.
Предоставление специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в приоритетном порядке.
IV) Участие по поручению органов опеки и попечительства в осуществлении подбора для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками учреждения, совместимой с ними семьи граждан из числа кандидатов в усыновители, опекуны (попечители, приемные родители и патронатные воспитатели.
V) Обеспечение подготовки детей-сирот к проживанию в замещающей семье, к возврату в родную семью и к самостоятельной жизни и интеграции в обществе. Формирование у детей-сирот и детей в ТЖС идентичности и позитивной самооценки на основе своевременной и комплексной социально-психологической реабилитации и семейного воспитания.
VI) Проведение профориентационной диагностики, консультирования, содействие профессиональному самоопределению воспитанников, создание основы для выбора и освоения воспитанниками профессии. Реализация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности и интеграции их общество.
VII) Организация проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий для детей-сирот и детей в ТЖС (праздников, концертов, выставок-продаж, конкурсов, олимпиад и т. д.) организация отдыха и оздоровления детей-сирот.
VIII) Представительство и защита прав воспитанников, ведение в установленном порядке личных дел воспитанников.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей помещаются под надзор в учреждении на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:
личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.
В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, центром составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.
Для временного помещения в учреждение, законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, учреждением и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в центре, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в учреждение, срок пребывания ребенка в учреждение, права и обязанности учреждения, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
Сейчас уже понятно, что в целом реализация Федерального закона позволяет адресно подходить к предоставлению социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей детей, тем самым эффективно оказывать необходимую им помощь.
Очевидно, что в связи с введением нового Закона много сделано, но еще больше предстоит сделать.
И главной задачей Центра остается — своевременное и качественное предоставление социальных услуг нашим получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей в возрасте от 1 месяца до 18 лет, а в индивидуальных случаях до 23 лет.
Список литературы:
Устав учреждения утвержденный Министерствоv социально-демографической и семейной политики Самарской области, Приказ от 30.03.2016 г. № 148
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"