Александра Алексеева
Инновационные аспекты совместной работы ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Алексеева Александра Юрьевна,
Воспитатель, ГБДОУ детский сад №47
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
В «Законе об образовании» Р. Ф. (ст. 18) говорится о том, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Признание приоритета семьи в воспитании ребенка требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог-ребенок-родитель» зависит от способа организации участников этого процесса.
Публикация «Инновационные аспекты совместной работы ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
Приоритетным направлением во взаимодействии ДОУ и семьи является работа по формированию здоровья дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Однако исследования последних лет и опыт работы нашего педагогического коллектива в данном направлении показывают, что методику работы с семьей необходимо совершенствовать: изучать, анализировать и внедрять в практику дошкольного образования современные педагогические технологии, осваивать новые формы работы с родителями.
В последнее время много говорят об инновационных подходах к данной проблеме, о возможности использования различных профилактических мероприятий в условиях ДОУ по сохранению и укреплению здоровья, но статистика свидетельствует, что количество соматических, аллергических, нервно-психологических заболеваний у детей дошкольного возраста не снижается.
К сожалению и подход большинства родителей к здоровью их детей рассматривается только с позиций «болезни» и средства его укрепления видится в проведении лечебных и закаливающих мероприятиях, рациональном питании. При этом совершенно не учитывается взаимосвязь составляющих здоровье и возможность ребенка противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Средства укрепления здоровья детей возможно в организации оздоровительной работы, в социальной и эмоциональной адаптации ребенка дошкольного возраста, в организации совместной с родителями досуговой деятельности.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения по организации совместной досуговой деятельности достигается при изменении традиционной системы взаимодействия ДОУ и семьи, которая основывается на следующих позициях:
изучение социального статуса семьи (тип семьи, образовательный ценз родителей, социальный уровень и др.);
дифференцирование содержательных линий коллективных и индивидуальных форм работы с семьей.
Такое решение проблемы позволяет обеспечить высокое качество взаимодействия ДОУ и семьи, сделать подход к формирования здорового образа жизни детей системным, уделить внимание семье каждого воспитанника, учитывать особенности менталитета его семьи.
В рамках работы ресурсного центра нами разработана и апробирована специальная методика, позволяющая привлечь родителей к совместной досуговой деятельности. Данная методика включает в себя три основных блока:
Первый блок – актуализация потребностей родителей в образовательных услугах для своего ребенка. Содержательные компоненты данного блока нацелены на учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения по организации здоровьесберегающей деятельности;
Второй блок – педагогическое просвещение родителей в вопросах здоровьесбережения. Содержательные линии блока направлены на освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее психоэмоциональное благополучие и здоровье детей
Третий блок – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ. В основу данного блока заложена программа сотрудничества ДОУ и семьи, в которой отражается достигнутый уровень работы с родителями, выявляются проблемы и преимущества разработанной методики, определяется стратегия и тактика от достигнутыx результатов к прогнозируемым.
Каждый блок включает в себя определенные задачи, формы и виды деятельности. Одна из главных задач педагогического коллектива для реализации каждого блока, это создание условий для развития нормальных отношений в семье. Реализация данной задачи может быть достигнута только при деятельности родителей и детей, через различные формы : познавательной и трудовой деятельности, активизации, наглядные и др.
Наиболее эффективной формой взаимодействия родителей и детей, на наш взгляд, может выступать совместная досуговая деятельность, которая позволяет родителям и детям взаимодействовать на позициях сотрудничества и диалога.
В качестве примера к содержанию досуговой деятельности мы можем привести следующее: мини-сочинения на тему «Воспитываем культуру здоровья дома»; конкурс на лучший коллаж по теме «Мои правила здоровья»; оформление альбомов : «Чтобы быть здоровым, надо.», «Путешествие Витамина», «Мир, в котором я живу»; интервьюирование родителей и воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам «Что такое здоровье?», «Как быть здоровым?» и др.
Результаты такого взаимодействия проявляются не только во взаимных действиях, но и во взаимопонимании, взаимопознании, взаимовлиянии. Все эти xарактеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше родители и дети понимают друг друга, тем у них больше возможностей для формирования положительных отношений друг с другом.
Инициаторами установления такого сотрудничества являются педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к воспитательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.
Таким образом, работа педагогов с семьей в условияx дошкольного образовательного учреждения носит ярко выраженный специфический характер с элементами инновационного подхода к проблеме, так как меняются и содержание и формы взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Литература
Взаимодействие дошкольного учреждения и социума: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. : Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004. – 80 с.
Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программ. -метод. Обеспечение: пособие для рук. и адм. работников – М. : Линка-Пресс, 2009. – 320 с.