Ольга Касимова
Статья «Игры с песком и водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Исполнитель: Касимова О. А,
воспитатель первой
квалификационной категории.
Игры с песком и водой относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как малышам нравится трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создаёт умиротворённое настроение, гасит негативные эмоции.
Публикация «Статья „Игры с песком и водой“» размещена в разделах
Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много - мало», «быстро - медленно», «короткий - длинный», «высокий – низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. И во всём этом им помогут песок и вода.
В магазинах игрушек продаются специальные наборы для игры с песком, а также игрушки и приспособления для игры с водой. Но многое можно сделать своими руками: из пластиковых упаковка от продуктов, из пенопласта, из картона. Различные пластмассовые баночки хорошо использовать в качестве формочек. Особенно вам могут пригодиться пластиковые бутылки из-под минеральной воды и лимонада. Из них можно делать совочки, воронки, брызгалки. Поверьте, дети с не меньшим увлечением играют с «самоделками», чем с игрушками из магазина.
Хорошо, если у вас на даче есть песочница с чистым, просеянным песком. Но если вы играете с малышом в песочнице, которая находится в вашем городском дворе, позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы в песке не было осколков стекла и других острых предметов. Играя с малышом, проявляйте побольше фантазии и выдумки. Таким образом, вы стимулируете развитие творческих способностей ребёнка.
Игры с песком - это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Идея «терапия песком» была предложена ещё швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.
Что нужно для игры в песок.
Что нужно для игры в песок?
А нужно очень мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Прежде всего, необходима «песочница» Она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаё тся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет- дно символизирует воду, а черта небо.
Песок используется чистый, просеянным, им заполнятся меньшая часть ящика. Очень хорошо, если в дошкольном учреждении имеется возможность использовать два ящика – для сухого и влажного песка. Но если располагаете одним ящиком, то для увлажнения понадобится ёмкость с водой.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказко-играпевтического подхода. Поэтому мы набрали набор мелких предметов: человеческие персонажи, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры - словом, что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
Все игры с песком условно можно разделить по трём направлениям.
* Обучающие (они облегчают процесс обучения ребёнка).
* Познавательные (с их помощью познаётся многогранность нашего мира).
* Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка).
Обучающие игры, направленные на развитие тактильно - кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная : песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки)
* отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ёжик);
* скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;
* «пройтись» поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);
* «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх- вниз» - движется вся кисть);
* оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы).