АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Игры для коррекции эмоциональной сферы детей
Статья «Игры для коррекции эмоциональной сферы детей».
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Детям, посещающим детские сады, особенно важно иметь стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватную самооценку, отсутствие проблем в сфере коммуникации. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Публикация «Игры для коррекции эмоциональной сферы детей» размещена в разделах
Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Осознание собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих не приходит к ребёнку автоматически, а развивается во взаимодействии со взрослыми.
Для ребёнка важно научиться осознавать собственные эмоции и распознавать эмоции окружающих. Ребёнка также необходимо учить управлять собственным эмоциональным состоянием.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия.
Знакомство с эмоциями и развитие эмоциональной сферы ребёнка происходит посредством этюдов (психогимнастических упражнений, различных игр (сюжетно-ролевых, коммуникативных и др.) и методов релаксации.
Задачи занятий:
1. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям, сознание собственной неповторимости, физических особенностей;
2. Развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада, получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
3. Понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне, формирование способности управлять негативными эмоциями.
4. Ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.
Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные об-стоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис.
То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
Стоит подробнее остановиться на тех эмоциональных нарушениях, которые можно скорректировать посредством игр.
Страхи и тревога.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, они противостоят таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).
Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не бери - обожжешься", "Не гладь - укусит", "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д.
Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
К числу внушенных- можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.
Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога". И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги - ужас.
Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей. Следовательно, если страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.
Тревога, в отличие от страха, - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана.
Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Для коррекционной работы с проявлениями страхов и тревоги уместно использовать следующие игры и упражнения :
1. Ролевые игры (ролевая гимнастика и психодрама).
2. Психогимнастические игры.
3. Коммуникативные игры.
Примерами игр по коррекции страхов являются следующие: «Пчёлка в темноте», «Живая шляпа», «Маленький храбрец», «Рыбаки и рыбка» и др.
Агрессия и агрессивность.
Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)
Реан А. А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» .
Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.
Для коррекции агрессивного поведения детей необходимо :
- учить ребёнка выплескивать гнев в приемлемой форме;
- учить ребёнка выражать агрессию словами, а не физическими действиями.
- учить ребёнка вербальному выражению, что ему нравится и не нравится.
- стимулировать положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное.
Примерами игр для снятия агрессивного состояния у детей являются следующие : «Воробьиные драки», «Добрые-злые кошки», «Каратист», «Боксер», «Жужа». «Маленькое приведение», «Уходи, злость, уходи!» и др.
Целый ряд эмоциональных проблем решается за счёт создания позитивного образа Я ребёнка, что невозможно без участия сверстников. Соревновательный компонент в групповых занятиях позволяет ребёнку лучше узнать свои возможности, сблизиться со своими сверстниками.
Игры целесообразно проводить в группах из 6-8 человек (не более 10). Детей целесообразно на первом этапе разделить на 2 подгруппы: дети с быстрой реакцией и медлительных детей. После нескольких занятий подгруппы объединяются.
Подобные занятия целесообразно проводить один-два раза в неделю, по 20-30 минут.
Литература
1. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду:
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М., 2011.
2. Данилина Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ/ М., 2007.
3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд,, М., 1999.
4. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Шитова. - Волгоград, 2014.
5. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., 1999.