Анжелла Рахимова
Рекомендации родителям детей раннего возраста «Играем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр., следует искать в раннем детстве. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье, что способствует их нормальному психическому развитию и хорошему эмоциональному самочувствию. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности двухлетнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет. В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей, являются прямым следствием такого подхода родителей. В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком группы кратковременного пребывания, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе специальной заботы профессиональных воспитателей.
Публикация «Рекомендации родителям детей раннего возраста „Играем вместе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Развитие вашего ребенка через игру.
Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важно играть не только в детском саду, но и дома, вместе с родителями. При этом игры могут быть различными: настольно-печатные, подвижные, сюжетные. Каждый внимательный к своему ребенку родитель знает, каким играм ребенок отдает предпочтение.
Различные исследования показали, что игра помогает ребенку укрепить и развить его нервную систему; то есть ребенок должен максимальное количество времени проводить в игре для овладения своим телом и пробуждения собственных чувств, для развития его мозга и умственных способностей, для ощущения счастья и гармонии, для выражения его привязанности и эмоций, а кроме того, для установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В игре - продолжительной, спокойной и творческой – ребенок растет и развивается разносторонне. С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся.
Десять веских аргументов в пользу игры:
1. Игра помогает малышу узнать себя, а также свою физическую и социальную среду.
2. Игра развивает сенсорику, моторику, мускулатуру и координацию движений.
3. Игра помогает ребенку понять, как работают вещи, как люди общаются и строят взаимоотношения друг с другом, а также как попробовать себя в новых ролях.
4. Игра помогает ему развить свои физические, социальные, познавательные, художественные и языковые навыки.
5. Игра стимулирует и развивает творчество и воображение.
6. Игра воспитывает чувство собственного достоинства, самоконтроля, а также формирует шкалу ценностей ребенка.
7. Игра – это эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения.
8. Игра стимулирует ребенка к учебе и практическому применению важных социальных навыков, таких как выражение своих мыслей и эмоций, ведение переговоров и сотрудничество.
9. Игра развивает способность мыслить и решать проблемы.
10. Игра пробуждает любознательность ребенка и укрепляет способность сосредотачиваться и концентрировать внимание.
Примерный перечень игрового оборудования для ребенка раннего возраста (2-3)
1. Мебель для куклы, кукла. Одежда кукол по сезону.
2. Паззлы.
3. Фигурки животных с детенышами («Лото», «Найди маму»).
4. Игрушечные часы.
5. Куклы для театра.
6. Разрезные картинки из 4 частей.
7. Наряды для маскарада.
8. Лото: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Животные».
9. Составные игрушки из 3 и более частей.
10. Игрушечный клавесин или другие музыкальные инструменты
11. Трехколесный велосипед.
Советы по организации игр дома
1Необходимо всегда выделять время для игр с ребенком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!
2Желательно, чтобы игры были повторяющимися.
3В этом случае ребенок видит, чему он научился, и понимает, чему он учится.
4Большое внимание уделяйте содержанию игры.
5 Игры должны соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а не навязываться ему взрослыми. Пусть постепенно ваши игры усложняются. Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, в шашки (на первых порах по облегчённому варианту, а потом по обычному) и т. д.
6Создайте свою домашнюю игротеку.
Систематические игровые занятия с ребёнком - это долгосрочная инвестиция в его будущее. И окупится сполна. Ни один специалист
не сможет дать ребёнку столько, сколько даст семья, заинтересованная будущим своего малыша.
Варианты игр по развитию движений малыша
«ИГРА С КУКЛОЙ»
Предложите ребенку выбрать куклу, поиграть с ней. Берете себе тоже игрушку. Далее выполняете движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребенка действовать также.
Куклы хлопать все умеют,
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ручек не жалеют. Хлопают руками куклы.
Куклы топать все умеют,
Своих ножек не жалеют.
Вот так, вот так
Своих ножек не жалеют. Куклы «пляшут» на коленях.
А теперь и мы пойдем,
С куклами плясать начнем.
Вот так, вот так,
Пляшет куколка вот так! Взрослый и ребенок пляшут с куклами.
«ПО ИЗВИЛИСТОЙ ДОРОЖКЕ»
Разложите на полу шнур зигзагом и предложите ребенку пройти по этой «дорожке» в гости к мишке (игрушке, которая находится на другом конце шнура).
«ИГРА С МИШКОЙ»
Изобразите медведя (ходите по комнате, переваливаясь). Малыш
стоит у противоположной стены.
Мишка по лесу гулял,
Мишка (имя ребенка) искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
«Мишка» садится на стул и «засыпает». Ребенок бегает вокруг, топает ножками:
Стал (а) (имя ребенка) плясать,
Стал (а) ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай,
Мишка (имя ребенка) догоняй!
«Мишка» просыпается «рычит» и догоняет малыша.
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ МЯЧ»
Ребенок сидит на корточках перед вами, а вы катите ему мяч,
приговаривая:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь!
Малыш катит мяч обратно, а вы, ударяя мячом о пол, говорите:
Мячик, прыгай, не спеши.
И (имя ребенка) посмеши.
Затем ребенок прыгает в такт с мячом или взрослый катит мяч
ребенку, который должен от него убежать, и т. д.
«ПОЛЕТАЕМ!»
Предложите ребенку поиграть в игру «Самолеты» и приготовиться к полету, показав, как «заводить мотор» и как «летать». («К полету приготовиться! Завести мотор!») Ребенок вместе с вами производит вращательные движения руками перед грудью и произносит звук: «р-р-р». После сигнала «Полетели!» ребенок и вы разводите руки в стороны (как «крылья» у самолета). "Летят» -бегают по комнате. По сигналу «На посадку!» приседают.
«ПЕС БАРБОС»
Возьмите в руки игрушечную собачку, которая «спит», сядьте на стул и говорите:
Вот сидит наш пес Барбос,
В лапы спрятал черный нос.
Ребенок встает с места и подходит к собачке.
Ну, Барбос, скорее вставай!
И (имя ребенка) догоняй!
Вы бежите за ребенком и говорите: «Гав-гав-гав!»
«НА ГОРКУ»
Сидя или стоя, поддерживаете ребенка, стоящего перед вами, за
кисти рук. Проговариваете слова: «Взбираемся на горку», стимулируя малыша подняться по вашей ноге (перемещая стопы). Когда ребенок поднимется высоко, прочитайте русскую народную потешку:
Ой, ребята, тара-Ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
«В ПАРЕ С МАМОЮ МОЕЙ, Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ»
Вариант 1.
Приглашаете ребенка на полянку: «Дорога у нас дальняя, пойдем на весеннюю полянку, где мы весело с тобой поиграем».
1. Ребенок вместе с вами идет вперед, по сигналу поворачивается
вокруг и идет в другом направлении.
2. «А теперь спрячемся в травку!» Приседаете вместе с малышом.
3. «Давай перейдем по бревнышку через речку». Поддерживайте ребенка во время прохождения по бревну.
4. «А вот и наша весенняя полянка, на которой мы сейчас весело поиграем!» (Проводятся любимые ребенком игры.)
Вариант 2.
Игры с родителями в парах :
- «Похлопай в ладоши»;
- «Посмотри на маму в окошечко» (руки сложены «окошечком»);
-«Наклонись и дотянись до маминых рук» (наклоны туловища вперед);
-«Часики» (поочередные приседания, взявшись за руки);
-«Шагай в кольцо» (сделайте кольцо из сцепленных рук, а ребенок шагает в кольцо);
-«Покатаемся на лодочке» (сидя напротив, перетягивать друг друга за руки);
-«Самолетики» (лежа на животе, малыш поднимает руки вперед-вверх, вы его поддерживаете);
-«Веселые петрушки» (стоя лицом друг другу, подпрыгивайте вместе, взявшись за руки).
Вариант 3.
Игровые упражнения с мячом.
1. Прокатывание мяча друг другу: «Один, два, три - маме мячик прокати».
2. Перебрасывание мяча друг другу в руки: «Один, два, три - мама, мяч лови!»
3. Бросание мяча в кольцо, которое вы делаете своими руками, сидя на корточках лицом к ребенку: «Мама, мама, погляди, как мой мяч к тебе летит!»
В заключение можно просто вместе поваляться на коврике, слушая расслабляющую музыку.
«СПРЫГНИ С ВЫСОТЫ»
Прочтите малышу стихотворение Агнии Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Вот видишь, Света, зайку никто не учил прыгать со скамейки, вот он под дождиком и промок. Давай научим зайку прыгать. Бери зайку на руки, забирайся с ним на диван, скажи: «Не бойся, зайка, я научу тебя прыгать, и ты больше не будешь мокнуть под дождиком». А теперь,давай согни обе ноги и, оттолкнувшись, спрыгни вниз на пол. Опа! Вот молодцы, и Света молодец, и зайка молодец, не испугался. Еще хотите прыгать? Ну, что же давайте.»
«ПОЙМАЙ ПЛАТОЧЕК»
К палочке привяжите веревочку, на конце прикрепив платок. Держите палочку так, чтобы платок находился выше поднятой руки ребенка.
Подпрыгивая, малыш должен стараться хлопнуть по платку ладонями. Учите ребенка подпрыгивать на двух ногах и не только хлопать по платку, но и доставать подвешенные конфеты и игрушки.
«КАЧ-КАЧ»
Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По вашему сигналу («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни.
Движения сопровождаются словами «кач - кач».
Это упражнение на укрепление мышечного аппарата стопы.
«ПО-ТУРЕЦКИ МЫ СИДЕЛИ, ПИЛИ ЧАЙ И СУШКИ ЕЛИ»
Вместе с ребенком (напротив друг друга) садитесь по-турецки, ставите под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевая:
По-турецки мы сидели,
Пили чай и сушки ели.
Пили, пили, ели, ели,
Еле-еле досидели.
«ПРОВЕДИ ЗАЙКУ ЧЕРЕЗ МОСТИК»
Объясните, что за ребристым мостиком - зайка. Он боится пройти по мостику, нужно его перевести, Ребенок подходит к доске, проходит по ней, берет игрушку и с ней возвращается обратно. Вы контролируете походку, осанку, носовое дыхание, смыкание губ.
«КТО БЫСТРЕЙ СОБЕРЕТ КОРОБКУ НОГАМИ?»
Вы садитесь на полу и опираетесь руками сзади. Слева находится
пустая коробка, справа - куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По сигналу вы и ребенок должен захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.
«ЛЯГУШОНОК»
Расскажите ребенку о лягушках и покажите, как они прыгают, квакают. После чего предложите ребенку попрыгать как лягушка. Малыш садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Обхватите его за пояс и помогите выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью взрослого). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.