Селезнева Вера Евгеньевна
Игра помогает воспитывать интерес к природе
▼ Скачать + Заказать документы
Красоткина Вера Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 1 «Лучик»
Белгородская область, г. Старый Оскол
Игра помогает воспитывать интерес детей к природе.
Аннотация: в статье раскрывается тема приобщения детей к природе
посредством проведения игр. Авторы считают, что приобщать ребёнка
к природе надо в любом случае.
Ключевые слова: игра, природа, природный материал.
Публикация «Игра помогает воспитывать интерес к природе» размещена в разделах
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развивается сила и выносливость. В сюжетно – ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать.
Игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребёнка этой областью действительности, несомненно, найдёт отражение в его играх.
Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развё рнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска можно на юг или в деревню, знакомство с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т. д. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
Семье можно использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно- печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Во саду ли в огороде». Время от времени на досуге взрослые играют с ребёнком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребё нка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки – образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер, выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона.
Игры с разрезными картинками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует своё восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Родители могут очень часто играть с детьми и в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала.
В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребёнку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы, в доме - животные, комнатные растения, овощи, фрукты и т. д. Словесные дидактические игры развивают у дошкольников не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, жёлуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это – материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно изготовить из бумаги и картона. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др., придумать свои – новые. Такие занятия развивают у дошкольников творческие способности конструктивного и литературного характера.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе : Методический
материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М. :
Новая школа, 1993.
2. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего возраста:
Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М. : Гуманит. Изд. центр
ВЛАДОС, 2001.