Бушуева Мария Владимировна
Статья «Художественная литература как средство формирования речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Статья „Художественная литература как средство формирования речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно дошкольный возраст — это период активного развития у ребенка этих процессов, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Задачи речевого развития :
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается компьютер, телевизор и другие гаджеты, которые дают ребенку готовые знания, не давая ребенку самому находить поиски на ответ, фантазировать и т. д. Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи дошкольника. И это одна из главных задач педагогов и родителей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
Чтобы выявить, кто из родителей дома читает детям книги и как часто, проводилось анкетирование на тему «Традиции вашей семьи» и по её результатам стало видно, что такая традиция семьи как совместное чтение книг на самом низком уровне.
К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
В детском саду я как воспитатель читаю художественную литературу не только в режимных моментах и в образовательной деятельности, но также традицию чтения перед сном.
И мы рекомендуем нашим родителям также читать книги с ребёнком каждый день, пусть в семье это станет тоже доброй традицией. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может тоже стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день.
Чтобы привлечь внимание родителей к чтению детям художественной литературы, я создала буклеты, даем родителям домашнее задание с поиском ответов в книгах и журналах, также даем задание на совместное создание самодельных книг вместе с детьми, создание делаем выставку детской литературы для семейного чтения.
Мы часто говорим с родителями своих воспитанников о пользе чтения. Рекомендуем, какие книги и когда можно читать. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе еще больше детей стало проявлять интерес к чтению.
Используемая литература :
1. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-пресс, 2003.
2. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
3. Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С. 119-128
4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С. 40-69.
5. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С. 33-41.
6. В. Маркова, Л. Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка. //Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С. 62-69.