Елена Федорова
Консультация «Готовность ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Готовность ребенка к обучению в школе».
воспитатель Федорова Е. С.
Готовность к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошкольного детства и залогом его успешного обучения в школе. В последнее время проблема становления готовности детей к школьному обучению занимает одно из важных мест, рассматриваемых в психолого-педагогической литературе.
Публикация «Консультация „Готовность ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
В настоящее время система образования в России претерпевает изменения, осуществляется стандартизация образования, акцент педагогической деятельности активно смещается на личностное развитие ребенка. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах. Важной составляющей педагогического процесса в современных условиях является личностно-ориентированный подход.
Модель педагогической деятельности, ориентированная на создание благоприятных условий для развития индивидуальности и личности ребенка в детском саду, взаимодействие с семьей, реализация содержания программ различного уровня (общеобразовательных, дополнительных, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно, необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, закладывает основу личностного развития ребенка, его успешности во взаимодействии с социумом.
По данным ряда исследователей (О. П. Гаврилушкина, Д. И. Фельдштейн, И. Д. Фрумин и др.) сегодня наличествует ряд неблагоприятных прогнозов дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, обусловленный низким уровнем развития родительской мотивации, слабым владением взрослыми навыками общения с современными детьми, отмечается плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Так же отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Все чаще педагоги и родители при подготовке ребенка к школе больший акцент делают на интеллектуальную и физическую готовность в ущерб социальному, в том числе личностному, развитию.
В итоге это приводит к тому, что дети физически и интеллектуально развиты, но мотивация к обучению в школе отсутствует, слабо развита воля и эмоциональная сфера, круг интересов - достаточно узкий, самооценка ребенка неадекватна, выявляются проблемы при взаимодействии с окружающими.
Говоря о готовности к школьному обучению, имеется ввиду такой уровень развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья, возможности принять на себя новые социальные роли.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, благополучной адаптацией к школе, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей. Обобщая точки зрения ряда авторов (Л. А. Венгера, Н. И. Гуткиной, И. В. Дубровиной, Е. Е. Кравцовой, B.C. Мухиной В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других, в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Коммуникативная готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
Все компонент данной структуры тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. В настоящее время, как было отмечено выше, личностная готовность к обучению в школе, как компонент психологической готовности, зачастую западает.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе (в том числе и личностной) рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многие другие. Авторами осуществляется не только анализ необходимого перечня представлений, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, предлагаются методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов адаптации, и в связи с этим, рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Имеется достаточно большое количество программ по подготовке детей к школе (Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора», УМК «Предшкола нового поколения», Т. В. Калинина «АБВГДЕйка: комплексная программа подготовки детей к школе» и др.).
Правильная позиция педагога и активная вовлеченность родителей позволяют достичь наиболее благоприятного результата, на выходе сформировать ребенка готового к новой ступени обучения.
Список используемой литературы:
1. Фельдштейн Д. И. Психология взросления : Структур. -содерж. характеристики процесса развития личности : Избр. тр. — М. : Моск. психол. -социал. ин-т : Флинта, 1999.
2. Васильева, Н. В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе / Н. В. Васильева // Школьный логопед. – 2014. – № 4.
3. Вьюнова, Наталья Ивановна. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : психол. – пед. основы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по психол. спец. / Н. И. Вьюнова, К. М.