Галина Павлова
Формирование знаний о живой природе у детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Г. Г. Павлова
ГБДОУ № 49 Невского района. Санкт-Петербург, Россия
Формирование знаний о живой природе у детей 6-го года жизни
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Основу содержания любой деятельности ребёнка составляют те знания, которые образуются при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой - одно из главных средств их развития.
Публикация «Формирование знаний о живой природе у детей 6-го года жизни» размещена в разделах
Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская, Р. Кэрт, возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете.
В ряду средств формирования знаний о природе у дошкольников ряд авторов (С. Н. Николаева, Л. А. Козлова, О. С. Горланова, И. Ягорлицкая, Т. Киселева, Т. И. Дуплихина) признают ведущую роль художественной литературы. Сила образов художественной литературы состоит в том, что они обращены не только к разуму, но и к чувствам, через которые и открывается красота окружающего мира, живой природы, вызывая у читателя вдохновение, эмоциональный подъем. [2] Дошкольный возраст является особенно сензитивным для восприятия природы, потому что в этот период ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы. Этим особенностям отвечают произведения М. Пришвина.
Цель работы – теоретическое обоснование и практическая проверка эффективных методов и приемов использования произведений М. М. Пришвина для формирования знаний о живой природе у детей 6-го года жизни.
Объект исследования – формирование знаний о живой природе у детей 6-го года жизни.
Предмет исследования – влияние произведений М. Пришвина на формирование знаний о живой природе у детей 6-го года жизни.
Гипотеза исследования. Можно предположить, что если воспитатель при ознакомлении с произведениями М. Пришвина будет использовать разнообразные методы и приемы, наладит работу с родителями по данной проблеме, то процесс формирования знаний о живой природе у детей 6-го года жизни будет проходить более эффективно.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности знаний о живой природе у детей 6-го года жизни.
3. Спланировать систему работы по формированию знаний о живой природе с использованием произведений М. М. Пришвина.
4. Апробировать на практике данную систему работы, оценить ее эффективность.
5. Разработать материалы в помощь родителям по данной проблеме.
Основные методы исследования: анализ литературы, метод специальных проб, анкетирование, методы статистической обработки данных.
Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности [1].
Важную сторону познавательного развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти [3]. Ведь именно для формирования этих процессов дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности.
Для реализации намеченной цели я спланировала свою работу по следующим направлениям: 1. Работа с детьми;
Ноябрь «Сколько книг чудесных знаю» - Выставка книг М. М Пришвина и рассказ о нем. (Приложение 2)
- Биография М. М. Пришвина. Знакомство с писателем.
- Чтение рассказов «Журка», «Шепот в лесу»
- Беседа. - Познакомить детей с писателем М. М Пришвиным.
- Познакомить с произведениями «Журка», «Шепот в лесу»
Декабрь «Учимся играя»
- Тематическое занятие по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята» (Приложение 3)
- Чтение рассказа «Деревья в плену», беседа.
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (Приложение 4) - Познакомить с произведением «Ребята и утята»
- Учить чувствовать и понимать характер героев произведения, уметь анализировать поступки героев;
Январь «Мы в ответе за тех, кого приручили» - Чтение рассказов «Ёж», беседа.
- Дидактическая игра «Собери пазл»
- Чтение рассказа «Предательская колбаса», беседа.
- Домашняя работа: Составление рассказа в рисунках о своем домашнем животном (любимом животном). - Познакомить детей с произведением «Еж», «Предательская колбаса»
- Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;
- Совершенствовать мыслительные процессы.
Февраль «В ожидании весны» - Чтение рассказа «Птицы под снегом», беседа.
- Дидактическая игра «Кто где живет?» (Приложение 4)
- Чтение рассказа «Жаркий час», беседа.
- Практическая работа «Посадка семян лука» - Познакомить с рассказами «Птицы под снегом», «Деревья в плену»
- Закрепить знания о месте обитания птиц, животных, рыбах. Делить на «диких и «домашних».
- Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах.
- Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
Март «Художественная литература о родной природе» - Тематическое занятие по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» (Приложение 5)
- Чтение рассказа «Этажи леса», беседа
- Дидактическая игра
«Кто чем питается» - Познакомить с произведением «Золотой луг», «Этажи леса»
- Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Апрель «Изменения в природе с приходом весны» - Чтение рассказа «Разговор деревьев», беседа.
- Наблюдение за набуханием почек на деревьях, на участке детского сада.
- Чтение рассказа «Курица на столбах», беседа. - Познакомить с произведением «Разговор деревьев», «Курица на столбах»
- Закрепить умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе;
- Воспитывать любовь, заботливое отношение к природе;
Май «Запахи весны» - Чтение рассказа «Черемуха», беседа
- Дидактическая игра «Что необходимо для жизни растений?»
- «Гаечки», беседа.
- Наблюдение за поведением птиц на участке детского сада. - Познакомить с произведением «Черемуха», «Гаечки».
- Расширить знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания;
- Сформировать реальные представления о жизни птиц.
2. Работа с родителями. В своей работе я исходила из того, что экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях.
Для этого в дошкольном учреждении создана необходимая соответствующая развивающая среда, максимально отвечающая потребностям всех детей. В групповой комнате оборудован уголок природы, где нашли своё место комнатные растения (толстянка, кливия, гибискус, разные сорта фиалок и многие другие растения).
В группе также оборудован макет «лесной зоны», где умело имитирована природа лесной зоны. Там же присутствуют фигурки лесных обитателей. Дети имеют возможность познавать не только строение диких животных, но и изучать условия их обитания.
Так как в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Мной были изготовлены демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки. Использовала различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу : наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ.
Моя работа началась с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого в группе была организована выставка книг Михаила Пришвина.
Со всей подгруппой в соответствии с планом проводились занятия по произведениям М. Пришвина, на которых углублялись знания :
- о животном мире : «Журка», «Ребята и утята», «Еж», «Предательская колбаса» (о том, как можно приручить журавля, как мама-утка заботиться о своем потомстве и где живет, о том, как ведет себя и чем питается ежик в домашних условиях содержания);
- о птицах: «Птицы под снегом», «Гаечки», «Этажи леса», «Курица на столбах» (как зимуют некоторые птицы, как птицы «лечат» деревья) ;
- о растениях: «Шепот в лесу», «Золотой луг», «Разговор деревьев», «Черемуха».
- о сезонных явлениях природы – «Жаркий час», «Деревья в плену»
На занятиях и в свободное время мы не просто читали рассказы, а обязательно обсуждали их. По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей. Однако ответы поначалу свидетельствовали : произведения Пришвина дети воспринимают как «волшебные сказки», а действия героев истолковывают как приключения.
При ежедневном чтении книг М. Пришвина дети заинтересованно слушали рассказы и часто просили прочитать еще раз. После прочтения детей подводили вопросами к пониманию идеи рассказа, сюжета, образов героев. Обращали внимание не только на содержание – на описание автором природы, животного, птицы, но и на выразительные средства языка.
Полученные знания дети с удовольствием отражали в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Большой эмоциональный отклик вызвало домашнее творческое задание на тему: «Мое домашнее животное (любимое)», при выполнении которого дети должны были составить рассказ в рисунках. Дети с удовольствием выполнили задание.
С целью углубления знаний о растениях проводила специальные наблюдения за деревьями (береза, черемуха, дуб) и кустарниками во время прогулки на участке детского сада в разное время года. Так же проводили наблюдение за одуванчиками в разное время суток.
Просветительская работа с родителями велась через «Уголок для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
Формы работы с родителями :
• Консультация «Природа и дети»
• Консультация «Наблюдения в природе»
• Папка-передвижка «Растения и животные. Уход за ними»
• Примерный список произведений писателей-природоведов для чтения в домашних условиях. В этот список я включила произведения и других писателей-природоведов, чтобы дети могли увидеть многоообразие подходов в описании природы и подаче материала экологической направленности
• Советы «Как знакомить детей с природоведческой книгой»
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по формированию знаний о живой природе у детей 6-го года жизни с использованием произведений М. М Пришвина значительно повышает результаты. Это выразилось в количественных и качественных показателях.
Список использованной литературы.
1. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды. – М., 1996.– Т.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
3. Люблинская А. А. "Детская психология" Учебное пособие для
студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971