Наталья Яшина
Формирование классификационных навыков у детей 5-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование классификационных навыков у детей 5-го года жизни.
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Мир можно разделить на реальный и воображаемый. Объекты реального мира мы воспринимаем с помощью пятит органов чувств: обоняния, осязания, зрения, вкуса, слуха. Через эти каналы восприятия человек получает информацию о признаках объектов.
Публикация «Формирование классификационных навыков у детей 5-го года жизни» размещена в разделах
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах не происходит только через познание конкретных значений признаков. Информационный фонд ребенка существенно пополняется, если он активизирует свои познавательные способности и начинает понимать, что имя признака может иметь неограниченное количество значений.
Обобщающее понятие признака дает возможность ребенку не только рассказывать о его значении, но и самому задать вопрос «окружающему миру» : «А каким объект бывает по этому признаку?».
Главным механизмом формирования умения классифицировать объекты по определенным признакам в зависимости от решаемой задачи являются мыслительные операции сужения поля поиска, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку. Малыш постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.
В зависимости от загаданного объекта материального мира все множество игр можно разделить на два больших раздела:
- игры «ДА – нет» на загаданный объект природного мира;
- игры «ДА – нет» на загаданный объект рукотворного мира.
Обучение классификации объектов следует начинать с подготовительных упражнений, с помощью которых дети учатся разделять объекты природного и рукотворного мира. Целесообразно предложить ребенку следующую серию игр:
- «Природный и рукотворный мир»;
- «Мир живой и неживой природы»;
-«Мир живой природы (растения, животные, грибы);
-«Классификация объектов рукотворного мира»;
-«Классификация объектов по заданному признаку».
Тренинги с использованием классификационных игр «Да – нет» начинаются с простых тренингов с использованием наглядности (картинок или предметов ближайшего окружения). Игры на загаданное или неизвестное слово проводятся, когда дети научатся определять характерные признаки объектов и их значения. При проведении тренингов по загаданному объекту и неизвестному слову рекомендуется периодически обобщать промежуточную информацию, выясненную ребенком.
Далее мы предлагаем следующие тренинги:
- с набором картинок;
- с видимыми для ребенка объектами ближайшего окружения;
- с объектами, которых нет в ближайшем окружении;
- с неизвестными словами.
С помощью данных игр мы закрепляем умения детей сужать поле поиска : с помощью уточнения признаков и их значений загаданного на картинке объекта; с помощью уточнения признаков загаданного в комнате объекта и их значений; с помощью уточнения признаков и их значений у объекта, которого нет в ближайшем окружении; с помощью уточнения признаков неизвестного слова и их значений; закрепляем названия признаков.
Результатом данных тренингов является то, что: дети учатся находить загаданный объект, объясняют, что помогло в сужении поля поиска; у детей формируется умение самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.