МААМ-картинки

Дипломная работа на тему «Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада»

ГАВРИЛОВА
Дипломная работа на тему «Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У МАЛЬЧИКОВ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012года с изменениями 2016-2017 года

Статья 64: Дошкольное образование

Публикация «Дипломная работа на тему „Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада“» размещена в разделах

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. [1]

Необходимость полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Авторы исследования начали анализ литературы с изучения определения «гендерная культура». Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными [6].

Большой вклад в исследование проблемы полового воспитания внесли отечественные учё ные: Е. А. Аркин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, И. Р. Тарханов, А. А. Ухтомский и др. Исследователи обращали внимание на то, что необходимо не просто информировать детей, но именно воспитывать, «половое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть, половое воспитание должно быть обращено к «духовному миру. интимным сторонам личности, ее чувствам» [5].

Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в период дошкольного детства. У всех малышей, независимо от места их проживания, формируется полоролевая идентичность. К концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». С 4 до 7 лет формируется полоролевая константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка [9].

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: полезным формам поведения окружающих, и вредным социальным привычкам (брань, курение и т. п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.

Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Однако недифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки – нежности, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Педагог О. П. Нагель утверждает, что развитие современного общества определяет инновационные процессы системы образования. С дошкольной ступени набирают темпы создание вариативных моделей образования и новых форм обучения, осуществляется поиск механизмов управления качеством образования, разрабатывается специфика компетенций всех участников образовательного процесса, в том числе дошкольников [14].

Модернизация образования несет переосмысление ценностей, выдвигая доминирующим фактором развитие личности ребенка, необходимость освоения ребенком форм существования, психологических основ социального пространства, закономерностей межчеловеческого взаимодействия и сотрудничества, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ведущим конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования признается способность увидеть в каждом дошкольнике его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности (А. Г. Арушанова, Е. В. Бунеева, Е. Н. Герасимова, А. Н. Давидчук, А. И. Максакова, Э. Г. Пилюгина, полоспецифичные траектории развития (С. Н Теплюк).

Анализ литературы выявил проблему не устоявшейся терминологии в трактовке гендерного подхода. Объективно существуют две полярные точки зрения.

Стереотипная точка зрения ориентируется на подчеркивание традиционных различий, видов традиционного поведения и деятельности (В. В. Абраменкова, Ю. Е. Алешина, В. Ф. Базарный, А. С. Волович, М. И. Воловикова, Т. Н. Доронова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, А. В. Мудрик, Л. И. Столярчук, Л. В. Сычева и др.). Эта точка зрения является теоретической основой полоролевого подхода в педагогике.

Альтернативная точка зрения (Е. А. Здравомыслова, И. В. Иванова, Л. В. Попова, А. А. Темкина, Л. В. Штылева, Л. П. Шустова и др.) в противовес предыдущей признает приоритетное межполовое равенство с ориентацией на отступлении от традиционных патриархальных моделей общества. Это основная идея гендерного подхода [5].

Шелухина М. П., автор программы «Мальчики и девочки», указывает на то, что современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характеристике которого отсутствует специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И. С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т. П. Хризман) [22]. К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Как утверждает доктор психологических наук Т. А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомическими особенностями пола, но и некоторые особенности развития мозга [17]. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще всего случаются задержка умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.

В исследовании Т. П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие к человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям [11].

По данным психолога Н. Е. Татаринцевой мальчики и девочки существенно отличаются в физиологическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме, психологической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройства, узнать фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить, главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному [20].

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу начинается с момента рождения. Уже в три года дети узнают, что девочкам следует вести себя не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Шелухина М. П. напоминает, что в дошкольные годы идет интенсивный процесс становления самосознания. Усвоение же образов поведения соответствующей, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника [22].

Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через сверстников. Т. А. Репина утверждает, что в дошкольной группе следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся истоки социальной половой дифференциации и начало формирования некоторых психологических различий мальчиков и девочек. Основной и определяющий причиной этого является различие социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам с первых лет их жизни со стороны взрослых и сверстников. Эти требования, получая соответствующее эмоциональное подкрепление, ведут к тому, что дети разного пола берут в качестве образца для подражания разные «социальные модели». Эти факты обусловлены необходимостью дифференцированного подхода в воспитании дошкольников в зависимости от их пола [18].

Татаринцева Н. Б. соглашается с тем, что основная трудность реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников – это особенности взаимодействия педагогов-женщин с мальчиками при недостаточности или отсутствии мужского внимания [20].

Мазниченко М. в статье «Половое воспитание старших дошкольников» отмечает, что в программах, по которым работают педагоги дошкольных учреждений, половое воспитание как отдельное направление деятельности не выделяется. Однако, медики, психологи и педагоги свидетельствуют: начинать половое воспитание, включая гендерную идентификацию, подготовку к семейной жизни, гигиену и другое, необходимо с самого рождения. Ведущую роль в половом воспитании ребенка дошкольного возраста играет семья. Однако, практика показывает, что у родителей имеется немало проблем в этой области. Как ответить на вопрос «Откуда я появился?». Что надо знать о физических различиях девочек и мальчиков, о гигиене девочек и мальчиков? Как относиться к детской мастурбации? Однако за помощью в решении этих проблем родители, как правило, обращаются не к педагогам, а к другим родителям, к литературе. Часто они не получают квалифицированную помощь, и проблемы остаются нерешенными. Это нередко приводит к ошибкам, а ошибки в половом воспитании недопустимы. Здесь важно руководствоваться принципом «Не навреди» [12].

Автор работы «По-разному или одинаково думают мальчики и девочки» Красоткина М. дает психологические различия, характеристику «психологического пола личности ребенка», предлагает средства становления психики мальчиков и девочек (игрушки, детская литература и т. д.) [8].

Анализ статьи Клишковой С. И. «Роль гендерного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников» расширил представления о проблеме игры в дошкольном возрасте и, в частности, об особенностях социальных отношений мальчиков и девочек в игре [9].

В работе Овчинниковй О. Б. и Кузнецовой М. В. «Раздельное воспитание мальчиков и девочек» описывается опыт временной изоляции и совместной деятельности детей. Раздельно должны проходить только учебная деятельность и режимные моменты, связанные с освоением культурно-гигиенических навыков. В остальное время дети могут общаться между собой независимо от пола. Авторы работы пришли к выводу, что система организации работы групп раздельного воспитания преследует цель не разделять детей на мальчиков и девочек, а объединять их, сохранив их особенности и неповторимость [16].

В статье Нагель О. П., Березки Т. Т., Хорошиловой Н. А. «Технологическая компетентность педагога в осуществлении гендерного подхода к образованию детей дошкольного возраста» рассматриваются теоретические основы особенностей обучения дошкольников разного пола. Интересны результаты исследования: феминистский тип воспитания в семье и ДОУ; недостаточность теоретических знаний педагогов о психосоциальных различий мальчиков и девочек; для педагогов-женщин психология девочек ближе; педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по особенностям воспитания детей разного пола [15].

Авторы статьи «Из опыта раздельного воспитания мальчиков и девочек» Сахарова Э. С., Захарова Е. И., Васина Т. В. утверждают, что именно в дошкольном периоде детства начинает активно протекать гендерная социализация, закладываются первоосновы полоролевых ценностных ориентаций и центральных качеств пола - мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Это позволяет ребенку реализовать себя как представителя конкретного пола, правильно строить взаимоотношения с противоположным полом.

Авторы статьи провели анализ теоретических и методических основ гендерного подхода к воспитанию и обучению, что позволило определить особенности физического, психического, интеллектуального и социального развития детей в зависимости от их пола, выработать рекомендации для осуществления психолого-педагогической поддержки развития детей, обеспечивающей сохранение их соматического, психологического и социального здоровья [19].

Таким образом, анализ научной литературы привел к следующим выводам: до последнего времени исследований на тему полоролевого воспитания дошкольников было немного;

современные требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста заставляют ученых, психологов, педагогов обратить внимание не только на психологические аспекты половой дифференциации и межличностных отношений в детской группе, но и разрабатывать программы и рекомендации для осуществления максимальной самореализации мальчиков и девочек.

Авторы исследования убедились в том, что возможности параллельно-раздельного воспитания и обучения дошкольников позволяют максимально полно сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье мальчиков и девочек.

1.2 Особенности формирования полоролевой культуры у мальчиков старшего дошкольного возраста

Авторы исследования познакомились с работой педагога Ашиковой Г. «Сердце Герды», в которой высказывается мнение о том, что мальчики чаще, чем девочки, беспокоят своим поведением. Попробуем сформулировать их отрицательные черты характера с точки зрения большинства взрослых: чрезмерно подвижные, громкоголосые; неаккуратные, небрежные; все ломающие; грубые [3].

Теперь попытаемся определить качества настоящего мужчины. Сначала договоримся, что такое настоящий мужчина. К сожалению, в средствах массовой информации и даже современной детской литературе пропагандируется, прежде всего, и больше всего грубая мужская сила. Но будем ориентироваться на другой образ – образ благородного мужчины. Какой же он? (Выносливый; красноречивый; увлеченный делом; любознательный; бесстрашный; целеустремленный; великодушный, способный постоять за себя и других).

На первый взгляд, «недостатки» мальчишек и лучшие качества настоящего мужчины не имеют ничего общего. Но глубокий и вдумчивый взгляд позволит разглядеть соответствия между ними, конечно, при определенных условиях. Ашикова Г. приводит слова Гё те: «В упрямстве ребенка скрыта будущая сила воли, и в каждой ошибке, в каждом недостатке ребенка – неисчерпаемый зародыш хорошего качества или хорошего поступка».

Педагог Овчинникова О. Б. рассказывает о том, что в играх мальчики требуют много пространства, как горизонтального, так и вертикального. Мальчишки предпочитают игрушки, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. Они осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными поделками; широко используют подсобный материал, по ходу игры подбирают или заменяют необходимые предметы; одним и тем же предметом могут находить разнообразное и порой самое необычное применение [16].

На занятиях мальчики способны дать несколько вариантов ответа, нестандартно и интересно мыслят. Замечено: чтобы заинтересовать мальчишек, учебный материал необходимо чуть-чуть «не объяснить», т. е. привести таинственность в получение новой информации.

Мальчикам интересны те виды деятельности, которые требуют поиска свежего, нестандартного решения, пространственного мышления, сообразительности. Они очень любопытны, часто задают вопросы. У них наблюдается склонность анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности, в механизмах действия тех или иных устройств и привносить в них свои изменения.

Мальчики ведут себя шумно, импульсивно, они непоседливы и активны, и прибегают к различным уловкам для привлечения к себе внимания. У них отмечаются значительная потребность в установлении с расширением контактов с окружающими, стремление к самоутверждению. Работая в команде, они быстро выбирают лидера и ориентируются на достижение цели. У них высокая речевая активность, как на занятиях, так и в повседневной деятельности [21].

Мальчики хорошо справляются с эмоциями и переживают их на вербальном уровне. Они могут сосредоточиться на учебной деятельности, несмотря на свое эмоциональное состояние. В совместных учебных занятиях с девчонками мальчики не только не остаются в тени, но и претендуют на лидирующие роли.

Психолог Гарин М. утверждает, что мальчикам важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. Например, играя в «Автобус», им необходимы фонарик, бумажки-билеты, бумажки-деньги, стулья, карточки, руль; в игре «Гараж» - машины, кубики, игрушечные человечки, бумажки-визитки, пистолеты [7].

Очевидно, что мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно-ролевых игр. В связи с высокой мобильностью и готовностью использовать в игре то, что находится под рукой, мальчики совершают самые разнообразные игровые действия: они управляют автомобилями, ремонтируют их, готовят автобус для поездки, капитаны отдают распоряжения, приказы командным голосом.

Нестабильность игры мальчиков часто приводит к конфликтам, которые разрешаются ими с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.

Разнообразие ролевых действий наблюдается больше у мальчиков, они легче трансформируют сюжеты, включают в традиционное содержание игры сюжеты из рекламы, фильмов, мультфильмов. Агрессивность в играх мальчиков тесно связана с образом жизни ребенка в семье. Лучше ограничить общение ребенка с телевизором. Жесткое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подобного сюжета и действий для человека и самого героя, определиться вместе с ним или помочь ему самому оценить, что хорошо, а что плохо и как изменить игровую ситуацию. Для будущего мужчины крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром [7].

Педагог Нагель О. П. напоминает, что при организации педагогического взаимодействия воспитателю не следует требовать от мальчиков «женского поведения» при ответе (девочки смотрят в лицо педагогу, не отвлекаясь, кивают головой, ищут подтверждения правильности). Мальчики смотрят вниз, в сторону, шепчут себе под нос, а педагогу женщине кажется, что они не думают, не ищут решений.

Особенности оценочной деятельности женщины-педагога связаны с тем, что при прочих равных условиях мальчики чаще получаю отрицательные оценки, которые, закрепляясь, ведут к формированию отрицательной самооценки [14].

При организации совместной трудовой деятельности необходимо распределение поручений на основе принципа «взаимодополнения». У мальчиков важно формировать первые навыки владения инструментами. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине кажется, чтобы «победила дружба».

Нужно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии «доминирование - подчинение», большая игровая совокупность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и т. д.

Мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию [13].

Педагог Орлова Л. Ю, в журнале «Педсовет» предложила сравнительную таблицу психофизиологических особенностей и стереотипов мальчиков и девочек (Приложение 7)

Таким образом, анализ психологической литературы привел авторов исследования к выводу о том, что педагогам необходимо:

• знать психологические особенности мальчиков и девочек,

• понимать различия в полоролевом поведении детей старшего дошкольного возраста,

• динамику полоролевого развития в дошкольном возрасте.

Это поможет отобрать наиболее эффективные методы и приемы формирования начал мужественности у старших дошкольников.

1.3 Методы и приемы формирования полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада

Авторы исследования познакомились с программой Татаринцевой Н. Е. «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» [20].

Публикации по теме:

Родительское собрание «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы» Конспект первого родительского собрания в группе детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет "Радуга" Тема: «Начало учебного года.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей шестого года жизни «Летняя радуга»Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей шестого года жизни «Летняя радуга» Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей, в процессе рисования радуги с использованием нетрадиционной техники,.

Методическая разработка «Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни» Цель: Способствовать укреплению здоровья детей, создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка. Программные задачи:.

Родительское собрание «Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» «Начало учебного года- начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» Родительское собрание в средней группе Воспитатели.

Родительское собрание «Начало учебного года — начало нового этапа жизни детского сада и его воспитанников» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе № 12 МБДОУ детский сад №8 от 8.09.2017г. Тема: «Начало учебного года- начало нового.

Родительское собрание «Начало учебного года-начало нового этапа жизни детского сада и его воспитанников» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе № 12 МБДОУ детский сад №8 от 8.09.2017г. Тема: «Начало учебного года- начало нового.

Родительское собрание в средней группе «Начало учебного года-новый этап в жизни детского сада и его воспитанников» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада» Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей.

Сценарий общего родительского собрания «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада» Тема: «Начало учебного года - начало нового этапа в жизни детского сада: педагогов, родителей и детей». Подготовила: Старший воспитатель.

Возможности использования «Коврографа Ларчик» в интеллектуальном развитии детей шестого года жизни .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дипломная работа на тему «Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 21:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дипломная работа на тему «Формирование полоролевой культуры у мальчиков шестого года жизни в условиях детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем ГАВРИЛОВА (УИ 1669097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД