Малютина Елена
Формирование здоровьесберегающей компетентности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Малютина Елена Алексеевна
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад «Изумрудный город»
Воронежская обл., Новоусманский р-н, п. Отрадное
Формирование здоровьесберегающей компетентности в ДОУ
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Образование - единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым и осуществляемый в интересах общества и государства, семьи, человека, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Публикация «Формирование здоровьесберегающей компетентности в ДОУ» размещена в разделах
Педагогическим процессом называется взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт преобразуется в качество личности. Важную роль педагогического процесса играет обеспечение единства обучения, воспитания и развития.
Педагогический процесс является системой, в которой слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художествен-но-эстетическое развитие – вот основные направления образовательной дея-тельности в ДОУ. Но эти направления будут гораздо эффективнее и охотнее осваиваться детьми с хорошим самочувствием и прекрасным настроением, а это невозможно без физического развития. С давних времен в сказках, рас-сказах, историях часто пропагандируется «в здоровом теле здоровый дух».
Образовательные учреждения являются социальным институтом, осу-ществляющим социализацию детей, в процессе которой усваивается цен-ность здоровья, формируется мотивация к здоровому образу жизни. Большое значение приобретает деятельность воспитателей по сохранению и укреплению здоровья воспитуемых.
Формирование здоровьесберегающих компетенций в детском саду - целенаправленный, специально организованный психолого-педагогический процесс, обеспечивающий формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников, выработку стереотипа социального поведения, формирование, значимых для здорового образа жизни, мировоззренческих установок, направленных на осознание ценности здоровья, ценности жизни, на сохранение и укрепление состояния здоровья.
Задача воспитателя – заложить основы, направляющие развитие личности дошкольников в сторону здоровья. Это трудоемкая работа. Важно, чтобы здоровое существование в мире стало ценностью детей, имело смысл, определяло конкретные выборы. Одна из главных задач современных образовательных учреждений – помочь воспитанникам осознать ценность здоровья, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого они должны понять основные принципы ЗОЖ, что возможно только в результате целенаправленной совместной работы воспитателей и родителей.
Ответственное отношение к здоровью может формироваться у ребенка только в том случае, если есть условия, способствующие этому процессу. Таким важным условием является ценностная установка педагогов на здоровье, здоровый образ жизни и реализацию здоровьесберегающих технологий в своей профессиональной деятельности.
Дети должны осознавать тот факт, что их поведение во многом определяется потребностями повседневного существования и собственным представлением о полноценной жизни. Необходимо обеспечить дошкольникам благоприятные условия для выбора и поддержания такой линии поведения, такого образа жизни, которые способствуют укреплению здоровья.
В обеспечении психолого-педагогических условий формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников важную роль играют родители. Владение системой знаний о здоровье ребенка, создание условий для занятия физической культурой дома, организация оптимального режима, питание ребенка, создание условий для формирования основ гигиенической культуры у детей, соблюдение здорового образа жизни – все эти условия могут создать родители дома и тем самым усилить влияние ДОУ на формирование основ здоровьесбережения дошкольников.
Проблема заключается в том, что в современных условиях быстрого развития научно-технического прогресса, сильной загруженности людей на работе, у родителей на это не остается времени и сил. Они не только не проявляют достаточной заинтересованности в решении проблемы здоровьесбережения детей, не используют воспитательные возможностей семьи, но и демонстрируют модель поведения, противоречащую здоровому образу жизни (гиподинамия, вредные привычки и т. д.). Понятие о здоровьесбережении дошкольника начинается с организации здорового образа жизни в семье. Условия здоровьесбережения в семье : целенаправленность, систематичность, личный пример родителей.
Задача современного педагога и воспитателя заинтересовать родителей принять участие в формировании здорового образа жизни у детей. Важно вовлечь семью в этот процесс, т. к. именно семейные традиции и привычки переносятся человеком во взрослую жизнь. Опыт своей семьи дошкольник перенесет во взрослую жизнь и свою будущую семью. Только так пойдет процесс формирования здорового общества в целом.
Ясно, что формование здоровьесберегающих компетентностей воспи-танников ДОУ невозможно без системной работы с родителями.
Работа воспитателя может включать в себя:
- подготовку материалов для информационных стендов и своевремен-ное их обновление, наполнение информацией об особенностях приспособления ребенка к новому распорядку дня, особенностям рациона питания в детском саду;
- подготовка памяток для родителей, которые впервые ведут ребенка в ДОУ;
- организация родительских собраний, на которых акцентировать вни-мание на необходимости правильного питания детей и соблюдения распо-рядка дня дома;
- проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам привыкания ребенка к дошкольному учреждению, состояния физического и психологического развития ребенка, уровня сформированности культурно-гигиенических навыков;
-проведение просветительских работ с родителями воспитанников по, интересующим их, вопросам;
Таким образом, современному педагогу необходимо иметь в арсенале как можно больше различных путей решения педагогических проблем. Целенаправленная работа с семьей имеет важное значение для формирования здоровьесберающих компетентностей дошкольников. Компетентность родителей в области здоровьесбережения детей зависит от наличия у родителей умений осуществлять здоровьесберегающую деятельность, связанную с укреплением здоровья. Компетентность родителей дошкольников должна способствовать достижению положительных результатов в сохранении здоровья детей.