Марина Лазутина
Формирование толерантных качеств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения, в частности у детей старшего дошкольного возраста, толерантных качеств.
Публикация «Формирование толерантных качеств у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной культуре» размещена в разделах
В исследованиях A.M. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Я. Л. Коломинского, Т. А. Марковой, Р. Б. Стеркиной, Л. В. Крайневой, B.C. Мухиной, С. Г. Якобсон, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящей, Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцовой доказана идея о необходимости и возможности формирования в старшем дошкольном возрасте умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе сотрудничества и взаимопонимания как основы толерантности.
Вслед за ФИО толерантность мы рассматриваем как общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения людей, в том числе детей дошкольного возраста, в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
В структуре толерантности принято выделять следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный, обеспечивающий принятие толерантности как основы взаимодействия с другими людьми;
- когнитивный, выражающийся в совокупности знаний о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях;
- эмоционально-волевой, определяющий развитие самообладания,
выдержки в спорах и конфликтах;
- поведенческий, предполагающий проявление терпимости, доброжелательности, милосердия по отношению к людям разных национальностей и культур.
Исходя из этого к толерантным качествам, доступным детям дошкольного возраста, следует отнести такие, как: доброжелательность, доверие, способность к сопереживанию, умение адекватно оценивать свои и чужие поступки на основе корректной критики, умение слушать и не перебивать, любознательность. Данные качества наиболее легко формируются в процессе приобщения дошкольников к национальной и мировой культуре.
Современная система дошкольного образования имеет богатый арсенал вариативных программ, направленных на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Примером может служить программа «Азбука мира», разработанная В. Ашиковой, С. Ашиковым, целью которой является воспитание толерантности и основ культуры мира; донесение в доступной форме до осознания детей общих для всех народов и стран ценностей.
Формируя толерантные качества у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной и мировой культуре, необходимо решать следующие задачи:
- продолжать знакомство детей с культурой и традициями своего народа и других народов (народные праздники, народные игры, народная музыка, фольклор, народные промыслы и пр.);
- закреплять социальные нормы и правила поведения;
- формировать способы конструктивного реагирования в различных ситуациях (выслушивание иной точки зрения, критики, провоцирующих вопросов, столкновение с конфликтом);
- упражнять в проявлении сострадания, заботы, внимательности к взрослым и сверстникам в различных видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и пр.).
Накопленный опыт работы с детьми позволяет утверждать об эффективности технологии формирования у дошкольников целостной картины мира (P.M. Чумичева) и игровой технологии коррекции поведения дошкольников (М. Э. Вайнер).
Важным условием приобщения старших дошкольников к национальной и мировой культуре стало обогащение предметно-пространственной среды предметами культуры. Данное условие нашло отражение в виде музея «Русская изба», функционирующего на территории нашего ДОУ, а также в оформлении тематических экспозиций в группе, посвященных культуре разных народов. Так, в группе на протяжении года были оформлены экспозиции на темы «Наши друзья - белорусы», «Наши соседи – украинцы», «Тайны казахского народа» и пр. Каждая экспозиция содержала фотографию народного костюма и его деталей (ручник, фартук и пр., типичную народную утварь (посуда, варианты народных игрушек. В оформлении непременно участвовали родители.
В музее «Русская изба» регулярно проходят народные праздники «Капустные посиделки» (праздник урожая, «Рождественские вечера», «Масленичные гулянья».
В течение года с детьми были разучены не только русские народные игры («Золотые ворота», «Бирюльки», «Горячее место», «Горелки», «Гуси-лебеди» и пр., но и игры других народов: Ванюша и лебеди (белорусская народная игра, «Липкие пеньки» (башкирская народная игра, «Водяной» (удмуртская народная игра, «Жмурки-носильщики» (кавказская народная игра, «Ловля оленей» (игра народов севера).
По вечерам организуются вечера сказок, на которых дошкольникам читались народные сказки: белорусская сказка «Лёгкий хлеб», болгарская сказка «Сливы за сор», нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка» и др.
В свободное время во второй половине дня в группе организуются музыкальные сеансы, в рамках которых дошкольникам представляется возможность прослушать песни разных народов, включая русские народные: «Во саду ли в огороде», «Я с комариком плясала» (русские народные песни, «Петушок» (латышская народная песня, «Бульба», «Лявониха» (белорусские народные песни, «Дивлюсь я на небо», «Ой, при лужку» (украинские народные песни, «Андижанская полька» и др.
Большую роль в формировании толерантных качеств играют тренинговые игры и упражнения: «Волшебники», «Дерево добрых дел», «Синие листья», «Веселая ссора», «Чашка доброты» и пр.
Выстроенная подобным образом система работы способствует формированию толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальной и мировой культуре.