Елена Менакова
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов России
▼ Скачать + Заказать документы
Менакова Е. Ю., воспитатель МКОУ ООШ № 6,
Свердловская обл., г. Нижние Серги
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного
возраста на материале сказок народов России.
Духовно-нравственное воспитание — это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. В основе - ценности жизнь, милосердие, добро.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Актуальность проблемы формирования нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале сказок народов России обусловлена, во-первых, несформированностью необходимых нравственных качеств старших дошкольников; во-вторых, отсутствием единой точки зрения на эффективные средства формирования нравственных представлений дошкольников; в-третьих, недостаточным использованием возможностей материала сказок в дошкольных организациях.
Нравственные представления - обобщенные образы, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру
(Б. Г. Ананьев).
Основным содержанием нравственных представлений является способность личности различать добро и зло во всем многообразии проявлений; умение оценивать поступки и нравственные качества других людей и свои собственные; испытывать нравственные чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.
Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность, формируется правило сообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.
Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии, несформированности нравственных привычек, невоспитанности нравственных чувств и отсутствию единства между сознанием и поведением ребёнка, которое не всегда согласовывается с теми нравственными нормами, которые ребёнок хорошо знает; при этом ребёнок не замечает этого нарушения, себе отрицательную оценку не даёт, что является особенностью возраста.
Проведенный опрос наших родителей показал, что в семье знает сказки и рассказывает их внукам только старшее поколение – бабушки, а мамы предпочитают в лучшем случае просмотр мультфильмов с детьми, и то в основном современных. В детских садах также постепенно уходит на второй план чтение старых добрых сказок детям, уступая место подготовке детей к школе.
В то же время именно сказка в доступной форме раскрывает смысл традиционных ценностей российского народа – уклада жизни, народных обычаев, семейных и культурных традиций, нравственных ориентиров, победы добра над злом.
Организация работы по формированию нравственных представлений детей на материале сказок осуществлялась поэтапно.
На первом, подготовительном этапе была пополнена предметно-пространственная среда группы : -подобрана электронная библиотека презентаций художественных произведений со слайдами
- иллюстрациями к сказкам и подборкой репродукций и картин;
-приобретены и изготовлены своими руками разные виды театров;
-создана аудиотека музыкальных произведений по сказкам.
На втором этапе разработан комплексно-тематический план занятий и методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на формирование нравственных представлений на материале сказок народов России.
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-formirovaniyu-nravstvennyh predstavlenij-u-detej-starshego-vozrasta-na-materiale-russkih-narodnyh-s-7076342.html
В комплексно-тематическом плане обозначен воспитательный потенциал сказок, смысл традиционных ценностей российского народа, победы добра над злом.
В процессе восприятия сказок использовались такие методы и приемы:
- чтение, беседы по содержанию сказки;
- вопросы, направленные на понимание детьми характеров и поступков персонажей, отношения к ним;
понимание нравственных понятий добра и зла;
- рассматривание слайдов с иллюстрациями и презентаций;
-просмотр мультфильмов и экранизаций сказок;
- слушание музыки;
- детское изобразительное творчество
- «Книжкины выставки».
Организация книжных выставок широко использовалась в процессе ознакомления старших дошкольников со сказками. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке были представлены подборки книг народных сказок России, для чего был заключен договор о взаимодействии с городской библиотекой. Для детей старших групп были организованы выездные «Сказочные чтения» сотрудниками нашей библиотеки. Дети с родителями с удовольствием сами приходят в библиотеку, захотели стать её постоянными посетителями. Библиотекари подарили пригласительные билеты для всех членов семьи каждого ребенка.
На 3 этапе организованы игры-драматизации «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и др. Алгоритм подготовки к драматизации включает:
1. Пересказ сказки по ролям
2. Составление словесного портрета героя
3. Анализ поступков и характера персонажа
4. Работа над текстом, средствами выразительности (интонация, мимика, жесты, движения)
5. Создание образа (декорации, атрибуты, костюм)
В результате проведенной работы дети научились распознавать и оценивать поступки и нравственные качества героев сказок; нравственные чувства сопереживания и справедливости, стремление помочь стало осознанным, эмоционально окрашенным; дети проявляют самостоятельность в выполнении нравственных правил общения и поведения со взрослыми и сверстниками.
Сказки и происходящие с персонажами события способствуют опосредованному оцениванию поступков и нравственных качеств героев, помогают ребенку соотносить нравственные представления-эталоны с поступками и характерами героев. Эмоциональность и захватывающий сюжет сказки погружает ребенка в воображаемый мир, заставляет сопереживать и радоваться, учит делать нравственный выбор. Сначала в сказке, а затем и в реальной ситуации ребенок делает выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевает сиюминутные желания и поступается собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, получая удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется внутренняя потребность соблюдать нравственные нормы.