Папки-передвижки

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов России

Елена Менакова
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов России
▼ Скачать + Заказать документы

Менакова Е. Ю., воспитатель МКОУ ООШ № 6,

Свердловская обл., г. Нижние Серги

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного

возраста на материале сказок народов России.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. В основе - ценности жизнь, милосердие, добро.

Темочки:

Актуальность проблемы формирования нравственных представлений у детей старшего

дошкольного возраста на материале сказок народов России обусловлена, во-первых, несформированностью необходимых нравственных качеств старших дошкольников; во-вторых, отсутствием единой точки зрения на эффективные средства формирования нравственных представлений дошкольников; в-третьих, недостаточным использованием возможностей материала сказок в дошкольных организациях.

Нравственные представления - обобщенные образы, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру

(Б. Г. Ананьев).

Основным содержанием нравственных представлений является способность личности различать добро и зло во всем многообразии проявлений; умение оценивать поступки и нравственные качества других людей и свои собственные; испытывать нравственные чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность, формируется правило сообразное нормативное поведение. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии, несформированности нравственных привычек, невоспитанности нравственных чувств и отсутствию единства между сознанием и поведением ребёнка, которое не всегда согласовывается с теми нравственными нормами, которые ребёнок хорошо знает; при этом ребёнок не замечает этого нарушения, себе отрицательную оценку не даёт, что является особенностью возраста.

Проведенный опрос наших родителей показал, что в семье знает сказки и рассказывает их внукам только старшее поколение – бабушки, а мамы предпочитают в лучшем случае просмотр мультфильмов с детьми, и то в основном современных. В детских садах также постепенно уходит на второй план чтение старых добрых сказок детям, уступая место подготовке детей к школе.

В то же время именно сказка в доступной форме раскрывает смысл традиционных ценностей российского народа – уклада жизни, народных обычаев, семейных и культурных традиций, нравственных ориентиров, победы добра над злом.

Организация работы по формированию нравственных представлений детей на материале сказок осуществлялась поэтапно.

На первом, подготовительном этапе была пополнена предметно-пространственная среда группы : -подобрана электронная библиотека презентаций художественных произведений со слайдами

- иллюстрациями к сказкам и подборкой репродукций и картин;

-приобретены и изготовлены своими руками разные виды театров;

-создана аудиотека музыкальных произведений по сказкам.

На втором этапе разработан комплексно-тематический план занятий и методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на формирование нравственных представлений на материале сказок народов России.

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-formirovaniyu-nravstvennyh predstavlenij-u-detej-starshego-vozrasta-na-materiale-russkih-narodnyh-s-7076342.html

В комплексно-тематическом плане обозначен воспитательный потенциал сказок, смысл традиционных ценностей российского народа, победы добра над злом.

В процессе восприятия сказок использовались такие методы и приемы:

- чтение, беседы по содержанию сказки;

- вопросы, направленные на понимание детьми характеров и поступков персонажей, отношения к ним;

понимание нравственных понятий добра и зла;

- рассматривание слайдов с иллюстрациями и презентаций;

-просмотр мультфильмов и экранизаций сказок;

- слушание музыки;

- детское изобразительное творчество

- «Книжкины выставки».

Организация книжных выставок широко использовалась в процессе ознакомления старших дошкольников со сказками. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке были представлены подборки книг народных сказок России, для чего был заключен договор о взаимодействии с городской библиотекой. Для детей старших групп были организованы выездные «Сказочные чтения» сотрудниками нашей библиотеки. Дети с родителями с удовольствием сами приходят в библиотеку, захотели стать её постоянными посетителями. Библиотекари подарили пригласительные билеты для всех членов семьи каждого ребенка.

На 3 этапе организованы игры-драматизации «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и др. Алгоритм подготовки к драматизации включает:

1. Пересказ сказки по ролям

2. Составление словесного портрета героя

3. Анализ поступков и характера персонажа

4. Работа над текстом, средствами выразительности (интонация, мимика, жесты, движения)

5. Создание образа (декорации, атрибуты, костюм)

В результате проведенной работы дети научились распознавать и оценивать поступки и нравственные качества героев сказок; нравственные чувства сопереживания и справедливости, стремление помочь стало осознанным, эмоционально окрашенным; дети проявляют самостоятельность в выполнении нравственных правил общения и поведения со взрослыми и сверстниками.

Сказки и происходящие с персонажами события способствуют опосредованному оцениванию поступков и нравственных качеств героев, помогают ребенку соотносить нравственные представления-эталоны с поступками и характерами героев. Эмоциональность и захватывающий сюжет сказки погружает ребенка в воображаемый мир, заставляет сопереживать и радоваться, учит делать нравственный выбор. Сначала в сказке, а затем и в реальной ситуации ребенок делает выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевает сиюминутные желания и поступается собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, получая удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется внутренняя потребность соблюдать нравственные нормы.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов России
Опубликовано: 23 ноября 2024 в 09:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов России» (включая файлы) размещена пользователем Елена Менакова (УИ 1043607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД