Кузнецова Марина
Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью
«Формирование навыков социализации в воспитательном процессе
у детей с умственной отсталостью».
Кузнецова М. И
ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья», kuznetzomar@yandex.ru
Публикация «Формирование навыков социализации в воспитательном процессе у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с умственной отсталостью - является повышение уровня его социальной адаптации в обществе. Усвоение воспитанником принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Социализация - это процесс приспособления к условиям жизни в социуме или овладение и активное воспроизводство социально-культурного опыта общества (опыта отношений, норм поведения, взаимодействия). Социализация предполагает освоение личностью социальных ролей в обществе - гражданина, работника, семьянина. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно осуществляется в детстве, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. М. И. Рожков определил: «Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека».
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда таких условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
3. Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т. е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам.
Для формирования признаков социализированности в воспитательном процессе, помогают эффективные методы:
-информационные (беседы, внеклассное чтение, просмотр фильмов и презентаций, подготовленных для воспитательных занятий, встречи с представителями правоохранительных организаций, работниками МЧС);
-практически - действенные (игра как метод воспитания, воспитывающие
ситуации, организация общественно-полезной деятельности, коллективный труд, социальные акции «Чистый лес»)
-стимулирующие (поощрение и наказание)
-нетрадиционные: арттерапия (воспитание средствами искусства - театр, рисование, экскурсии - музей, библиотеки города, общение с животными - ст. «Юный натуралист», зоопарк г. Тамбова).
Воспитание лишь компонент процесса социализации. Чем наполнить содержание воспитательного процесса, чтобы оно отвечало цели воспитания, должен решать сам педагог.
Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т. е. педагогическая диагностика.
Важно сделать максимально наглядным весь воспитательный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.
Одним из условий успешности воспитания детей является их активная деятельность в процессе восприятия социализированной личности. Это обследование изучаемых предметов, рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз.
Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.
От выполняемой деятельности воспитанник должен получать чувства удовлетворения, т. е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности воспитанников. Положительная оценка педагогом их деятельностиутверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.
Успешность педагогической работы по социализации воспитанников зависит от взаимодействия учителя и воспитателя : согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки воспитанников.
Процёсс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, на включение воспитанников в разные виды социальной деятельности, создаёт предпосылки для формирования признаков социализированности воспитанников. Только тогда появится опыт осознанной активной социальной жизни.
Литература:
1. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.