Лучший педагог года

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Светлана Какляева
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
▼ Скачать + Заказать документы

Статья :" Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры".

Формирование математических представлений является одной из самых важных частей интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, выполняя важную функцию подготовки детей к школе. В старшем дошкольном возрасте проблема развития математических представлений наиболее актуальна, что связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.

Публикация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» размещена в разделах

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться.

Методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития:

- Я. А. Коменский - чешский педагог (17 в.) - предлагал обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами[5. C. 203];

- И. Г. Песталоцци - выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения (18 в.) - предлагал учить счету конкретных предметов, осознавать арифметические действия[3, с. 69];

- Л. Толстой (в 19 веке) выпустил "Азбуку", в которой в разделе "Счёт" рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами, обучение предлагал осуществлять через игру[8, с. 42];

- М. Монтессори (конец 19 - нач. 20 вв.) предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах[7, с. 115];

- В. А. Клейниц изложила содержание и методы математического материала в форме бесед, игр, упражнений. В книге присутствуют все разделы современной программы[9, с. 82].

Традиционными направлениями по формированию элементарных математических представлений являются :

Величина – представления о величинах, их измерении и сравнении, (длина, ширина, высота, толщина, и т. д.).

Форма – представления о форме предмета, геометрические фигуры (объемные и плоские, их свойства и отношения.

Количество и счёт – представления о числе, множестве, счете, арифметические действия, задачи.

Ориентировка в пространстве – ориентироваться относительно себя, относительно другого лица, относительно предметов, а так же ориентироваться на листе бумаги, на плоскости.

Ориентировка во времени – ориентироваться во временах года, месяцах, днях недели, частях суток, а так же развитие «чувства времени» [1, с. 17].

В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, для развития познавательных способностей и интересов, Рязанова Ж. Е использует такие методы как установление причинно-следственных связей (анализ); сравнение; конструирование и моделирование; решение логических задач; экспериментирование; метод вопросов[6, с. 11].

Колесникова Е. В. считает, что формирование элементарных математических представлений осуществляется в разных видах образовательной деятельности, например:

в музыкальной – при освоении ритма танца;

в физкультурной – при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию;

в изобразительной – математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры, и т. д. [4, с. 32].

Основным и ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Рассмотрим подход формирования элементарных математических представлений через игровую деятельность. Именно развивающие игры осуществляют немаловажную роль в процессе формирования познавательного интереса. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Дошкольников повседневно окружают игры, которые способствуют развитию, стимулируют познавательный интерес. Классификация игр дошкольников (по С. Л. Новоселовой) :

сюжетно-ролевые;

театрализованные;

подвижные;

дидактические.

Дидактическую игру включают как одно из основных средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление[2, с. 94]

Для дидактической игры характерно наличие познавательного, занимательного, состязательного моментов, что обусловлено ее структурными компонентами:

дидактической (обучающей) и воспитывающей задачами, реально значимых только для воспитателя;

игровой задачей, которая ставится перед детьми и решается ими;

игровыми правилами и игровыми действиями, результатом.

На базе МБДОУ Ташлинский ДС «Солнышко» мы провели диагностику уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в исследовании участвовали 10 детей.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Начальным этапом работы стало проведение констатирующей диагностики в контрольной группе, с целью определения уровня сформированности математических представлений каждого ребенка. Диагностика осуществлялась с помощью методики «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, раздел «Формирование элементарных математических понятий», с инструментарием к ней. В результате констатирующего исследования в экспериментальной группе детей, получены следующие результаты: высокий уровень сформированности математических представлений у 3 детей, средний уровень у 5 детей, низкий уровень - у 2 детей.

Далее было организовано проведение дидактических игр с детьми экспериментальной группы, в течение всего исследовательского периода. Игры проводились систематически, со всей группой, подгруппой и индивидуально. По мере освоения их детьми, они усложнялись. Каждая игра проводилась неоднократно, что способствовало закреплению различных математических представлений. Дидактические игры потребовали от детей усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса. Но при этом дети не видели, что их чему-то обучают, они незаметно для себя, в процессе игры, считали, сравнивали, сопоставляли, более того – решали разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Они вызвали у детей интерес и большой заряд положительных эмоций. Все это позволило максимально активизировать познавательный интерес к математическим знаниям.

На третьем этапе - контрольного исследовании, осуществили повторную диагностику с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе, для выявления уровня сформированности математических представлений каждого ребенка, после реализации комплекса дидактических игр в экспериментальной группе.

По результатам контрольного исследования, высокий уровень сформированности математических представлений был определен у 6 детей, средний - у 3 детей, а низкий - у одного ребенка.

Проведя сравнительный анализ полученных данных на начало и завершения исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в математических знаниях.

Итак, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования дидактических игр, можно сделать вывод:

использование дидактических игр в процессе учебно-познавательной деятельности, способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу;

в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО, воспитателям необходимо использовать наиболее интересные формы работы, которые будут способствовать формированию элементарных математических представлений;

дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Практические рекомендации:

Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Постоянно пополнять комплекс дидактических игр.

В методическую копилку ДОУ, создать картотеку дидактических игр в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, для всех возрастов дошкольного образования.

Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Таким образом, развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, являются неотъемлемой частью учебной деятельности. Они способствуют развитию интеллектуальных, творческих и математических способностей ребенка, а также являются средством воспитания, как для ребенка, так и для взрослого. Большое внимание уделяют формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, которое постигается через игру. Работу над данной проблемой в старшей группе эффективнее проводить на занятиях по математике и по познанию окружающего мира с применением наглядного материала и создания игровых ситуаций, побуждающих детей использовать знания и умения в практической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов. /. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник – 2014. – №4.

2. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников : вопросы теории и практики. / А. В. Белошистая // – М. : Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», – 2004.

3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2003.

4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. – М. : Сфера, 2015.

5. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. — Москва: Педагогика, 1989.

6. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]/ А. С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. – Режим доступа: https://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf

7. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М. : Астрель. АСТ - 2005 г.

8. Полевой П. Н. «Азбука» графа Л. Н. Толстого // Санкт-Петербургские ведомости. — 1872. — № 330.

9. Южанина, Т. М. Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников в современных условиях/ Т. М. Южанина, – 2014.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 19:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Какляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД