наталья иванько
Формирование культурно-гигиенических навыков как элемент воспитания здорового образа жизни дошкольников среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Формирование культурно-гигиенических навыков как элемент воспитания здорового образа жизни дошкольников среднего возраста»
Цель работы: исследование особенностей и условий формирования культурно-гигиенических навыков как элемент воспитания ЗОЖ дошкольников среднего возраста.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков как элемент воспитания здорового образа жизни дошкольников среднего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Объект исследования: культурно-гигиенические навыки как элемент воспитания здорового образа жизни дошкольников среднего возраста.
Предмет исследования: особенности и условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников среднего возраста.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по формированию культурно-гигиенических навыков, включающая соблюдение определенных психолого-педагогических условий, использование различных методических приемов работы с детьми и родителями, а также обогащение предметно-развивающей среды материалами и средствами для детской самостоятельной деятельности, способствовали формированию культурно-гигиенических навыков как элемента воспитания здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста.
ЗОЖ – это способ существования, образ жизни, имеющий своей целью укрепление здоровья и профилактику болезней и представляющий собой реализацию комплекса действий во всех основных формах человеческой жизнедеятельности : общественной, трудовой, досуговой и семейно-бытовой.
Культурно-гигиенические навыки
(как элемент ЗОЖ) :
- навыки по поддержанию чистоты и аккуратности тела,
- навыки культурного приема пищи,
- навыки соблюдения порядка в окружающей ситуации,
- навыки культурных отношений дошкольников с ровесниками и взрослыми.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников среднего возраста :
1. Описание.
2. Образец.
3. Пояснение.
4. Похвала.
5. Разговор.
6. Практические действия.
7. Народные игры.
8. Фольклор (колыбельные, попевки, пестушки, стихотворения, пословицы, поговорки, потешки).
Формы работы с родителями для формирования КГН у дошкольников :
1. индивидуальные консультации
2. педагогический совет с участием родителей
3. родительские конференции
4.«круглый стол»
5. вечера вопросов и ответов
6. уголок для родителей
7. еженедельные записки
8. личные блокноты
Здоровьесберегающие технологии :
1. Медико-профилактические.
2. Физкультурно-оздоровительные.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
4. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
5. Валеологического просвещения родителей.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.
Технологии обучения ЗОЖ
дошкольников среднего возраста
Опытно-экспериментальная работа
Цель: выявление особенностей и методов формирования культурно-гигиенических навыков в процессе воспитания здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: ГБДОУ «Детский сад № 64» Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Выборка исследования: 24 дошкольника 4-5 лет
- экспериментальная группа (12 детей)
- контрольная группа (12 детей).
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап)
Экспериментальная программа формирования КГН у дошкольников
(1 месяц, экспериментальная группа)
1. Проведение бесед с детьми о ЗОЖ и КГН.
2. Чтение сказок, рассказов и стихотворений.
3. Проведение дидактических упражнений.
4. Обогащение предметно-развивающей среды.
5. Оформление родительского стенда.
6. Проведение родительского собрания на тему «Правильные привычки ребенка».
7. Использование фольклорных произведений (пестушки, загадки, прибаутки, песенки) во время режимных моментов (умывание, причесывание, прием пищи, сборы на прогулку, укладывание спать).
ВЫВОДЫ
Целенаправленная работа по формированию культурно-гигиенических навыков, включающая соблюдение определенных психолого-педагогических условий, использование различных методических приемов работы с детьми и родителями, а также обогащение предметно-развивающей среды материалами и средствами для детской самостоятельной деятельности, способствовали формированию культурно-гигиенических навыков как элемента воспитания здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Автор: Иванько Наталья Григорьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 71
Кировского района Санкт-Петербурга