Светлана Маркова
Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Пожалуй мало кто не согласится с тем, что человек, которому привиты культурно гигиенические навыки, более приятен окружающим и успешен а обществе. Знакомство с гигиеной и культурой поведения начинается в семье с первых дней жизни ребёнка. В определённый момент и детский сад подключается к этому непростому делу. Особенно важна она в группах раннего возраста, на третьем году жизни малышей.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста» размещена в разделах
Учёные убеждены, что на период от рождения до трёх лет приходится самое благоприятное для восприятия правил время. Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении, и они войдут у него в стойкую привычку. Естественно, это возможно, если в детском саду и дома будет проводиться систематическая, планомерная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Воспитание КГН начинается ещё до поступления ребёнка в детский сад, в семейном кругу
Воспитатели ДОУ ведут эту работу, опираясь на знание детской психологии и физиологии, требования образовательных программ и дают советы родителям, поскольку только в постоянном сотрудничестве семьи и детского сада возможно осуществлять воспитание культуры маленького человека наиболее полно и эффективно.
Основные правила, которыми должен руководствоваться педагог при воспитании культуры поведения детей : Предлагаемый материал должен соответствовать физиологическим и психологическим особенностям малышей. Показывать пример КГН можно с помощью Куклы, Мишутки, Колобка. Аналогично и с художественными произведениями. Для этого возраста они должны быть краткими и чёткими.
Обязательное использование наглядности, причём не столько изображений, сколько самих предметов для соблюдения гигиены : платок, расческа. Воспитатель должен предоставить детям возможность исследовать предметы, определить их свойства: «мыло душистое, полотенце пушистое, вода мокрая».
Работа над закоеплением КГН происходит безостановочно, постоянно повторяются правила, оттачиваются навыки.
Для детей раннего возраста очень важен пример педагога. Именно "фундаментальный взрослый", находящийся рядом и демонстрирующий своим примером КГН, является основным примером для подражания.
Не стоит забывать и о поощрении. Похвала и акцентирование внимания на стараниях и успехах малыша является лучшей мотивацией для новых свершений!
В ясельной группе (третий год жизни детей) работу ведут по двум основным направлениям:
воспитание культуры общения;
формирование культурно-гигиенических навыков.
Воспитание культуры поведения в ясельной группе ДОУ
Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».
Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.
Взаимодействие без конфликта- также часть общей культуры человека.
За обедом. завтраком, полдником детей учат ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действоать неперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Воспитатель приучает ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Ваня умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Оля, и Люда тоже будут сидеть ровно, не шуметь».
Постоянно закрепляют последовательность употребления блюд. Некоторые дети, особенно новички, во время обеда стремятся сначала съесть сладкое (блинчики, сырники) или выпить компот, а вот первые блюда есть отказываются. Скорее всего, и в семье детей мало внимания уделяется употреблению супов, щей, поэтому работу нужно вести не только с детьми, но и с родителями, объясняя им важность первых блюд в питании ребёнка.
Малыши ещё могут разливать и крошить еду, но их за это не ругают, а хвалят тех, кто поел аккуратно, приучая к порядку напримере сверстников. После еды детям предлагают воспользоваться салфеткой, напоминают: нужно благодарить за то, что их покормили.
Случается, ясельные детишки засыпают за столом во время обеда — в таком случае стоит поговорить с родителями о корректировке режима дня малыша и строгом соблюдении времени дневного сна дома
Индивидуальная гигиена
Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место.
Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога).
Расчёски родители приносят в детский сад не для всех детишек, эти предметы нужны в ясельной группе лишь тем, у кого достаточно густые и длинные волосы, чаще девочкам. Хранить расчёски, гребни можно в специально сшитой из плотной ткани расчёсочнице с кармашками или в верхних ячейках полотенечниц, помеченных картинками, чтобы дети их узнавали и приучались брать свою расчёску. Расчёсывают детей, делают причёски (косы, хвостики) воспитатель и няня. Но после того как ребёнок причёсан, стоит предложить ему посмотреть на себя в зеркало, полюбоваться аккуратным видом причёски. Можно предложить малышу самостоятельно расчесать чёлку.
Уже в ясельной группе дети могут запосмнить личную картинку и класть предметы гигиены в нужный кармашек
В открытых шкафчиках с ячейками по числу детей хранятся и ночные вазы (горшки). Их также маркируют картинками, учат детей брать свой горшок. И горшки, и расчёски дезинфицируют в соответствии с правилами СанПин.
Замечательно, если в группе шкафчик для одежды, полотенце и горшок будут помечены одинаковыми картинками для каждого ребёнка. Например, у Оли — всюду зайчик, у Ксении — кукла. Так детишки быстрее научатся отличать и брать только свои предметы гигиены, складывать вещи в свой шкаф.
Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков
Приёмы, используемые педагогом, разнообразны. Это и показ, и объяснение, и использование художественного слова.
В первое время, когда детишки совсем малы и плохо умеют координировать свои действия, имеет место прямое обучение навыку : воспитатель берёт в свои руки ручки ребёнка, вместе с малышом намыливает их мылом, трёт и тыльную сторону ладони, показывает, как насухо вытирать полотенцем.
Уже во второй половине учебного года педагог предоставляет детям больше самостоятельности, используя напоминание, причём иногда косвенное, игровое: «Вот мы пришли с прогулки, скоро будем обедать… И наш Петрушка хочет кушать. А что же надо сделать перед обедом? Забыл Петрушка, ай-яй-яй! Ребята, что мы всегда делаем перед тем, как сесть за стол? А для чего нужно мыть руки?» Создание таких игровых ситуаций помогает избежать нравоучений, скучного заучивания правил.
Планирование ежедневной работы по выработке навыков гигиены
Ежедневную работу по воспитанию культуры поведения, формированию навыков самообслуживания, гигиенических навыков планируют каждый месяц и вносят в перспективный план наряду со схемой закаливающих процедур, комплексами утренней зарядки и гимнастики после сна. Список мероприятий на месяц состоит обычно из 6–8 пунктов. Воспитателю следует так распределять темы, чтобы в течение учебного года были охвачены все предусмотренные программой требования по этому направлению.
Таблица: картотека тем и задач формирования культурно-гигиенических навыков в группе детей третьего года жизни, составила Н. Л. Куракова
Главное, о чём не должен забывать педагог, проводя работу по формированию культурно-гигиеничных навыков, это сохранение здоровья детей, обеспечение их безопасности. Малышей сразу же приучают к простым, но важным правилам, которые помогут сохранить здоровье, поясняют, зачем их нужно соблюдать:
В умывальной комнате ведём себя спокойно, не бегаем, не толкаемся. Можно поскользнуться, упасть, удариться об умывальник, толкнуть товарища.
Воду сами не включаем, дожидаемся помощи воспитателя или няни (если установлены смесители, дети могут включить горячую воду, за этим необходимо следить особенно строго, не разбрызгиваем, аккуратно стряхиваем в раковину.
Лицо моем чистыми от мыла руками, чтобы оно не попало в глаза. Мыло помогает нам соблюдать чистоту, но щиплет глаза.
За столом сидим ровно, не разговариваем. Еда, напитки, хлеб — не игрушки, к ним нужно относиться серьёзно и бережливо.
Все эти правила не просто заучивают, а отрабатывают во время игровых тренингов, смоделированных ситуаций, дидактических игр.
Лучше всего правила безопасного поведения за столом запомнятся детям в игре
Проведение занятий по формированию культурно-гигиенических навыков в ясельной группе
Согласно санитарным нормам, занятие в группе третьего года жизни не может длиться более 7–10 минут.
Благодаря ежедневным стараниям ваш малыш станет более уверенным в себе и его настрой порадует всех вокруг.