Елена Чуднова
Статья: Духовно-нравственное образование и воспитание как доминанта современного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Чуднова Елена Ивановна воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 216 общеразвивающего вида», г Омск
Духовность – это «высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу». (В. А. Беляева).
Публикация «Статья: Духовно-нравственное образование и воспитание как доминанта современного образования» размещена в разделах
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поработав в «Детском саду № 216 общеразвивающего вида» г. Омска я пришла к выводу, что среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Одна из ведущих функций семьи - воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения.
Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Какими бы прекрасными ни были наши детские сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Их сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей.
В семье начинается воспитание, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится последующая жизнь человека, его общественная деятельность.
Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности ребёнка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.
Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.
Отмечая роль семьи как доминантного фактора духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьёй в целом своей роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, высокую нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию. Семья – это отражение общества, тех процессов, которые в нем протекают.
В заключении хочется сказать, что воспитывая ребёнка, родители вольно или невольно – словом, делом, своим примером – формируют в нём некую систему идеалов и авторитетов. Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на воспитание самого себя. Кто себя не сумел воспитать, как сумеет воспитать другую душу? Воспитание в церковной семье приводит его к высшему идеалу – ко Христу, и если ребёнок усваивает этот идеал, то любые другие «системы ценностей» отступают перед ним в детской душе, потому что не идут с ним ни в какое сравнение. А главным авторитетом для ребёнка должны быть его родители, отец и мать, - иначе их место неизбежно займут другие люди. Родителям надо учитывать, что враг беспрестанно сеет плевелы в душе неокрепшей, неразумной, податливой. Поэтому надо засевать самим душу, интересоваться всем, чем интересуются дети и помогать им разбираться, что на пользу душе, а что во вред. Поэтому главное контакт с детьми и добрая совесть перед Богом.
Список используемой литература:
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
3. Дошкольное воспитание/ Издательский дом «Воспитание дошкольника». № 5 2004 год
4. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. /О. Г. Дробницкий - М. : Просвещение, 1977.
5. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3
6. Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М., 2005г.
7. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. : Издательство «Русь», 2007;
8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения/ М. : «Педагогика», 1988;
9 Детство, открытое миру- Нравственное воспитание дошкольников
Средствами художественной литературы// Красноштанова И. Н,-Омск, ОМГПУ 2013г, Стр 27.