Елена Замараева
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Не мешайте ребенку познавать природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для родителей по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста : «Не мешайте ребенку познавать природу".
У многих родителей возникает вопрос : как ребенку привить основы экологического воспитания, с какого возраста? Чувство ответственности за все живое начинается с малого! С года вполне можно начать этот процесс. Малыш, проходя по тропинке, не раздавил жука – молодец! Не сорвал цветок, а просто им полюбовался – молодец! Покормил голубя, поделившись своей печенькой – молодец!
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Начинать надо с малого. Чувство ответственности за все живое на планете нужно прививать в дошкольном возрасте, потом будет поздно!
Дети очень восприимчивы и легко впитывают то, что говорят им взрослые. На собственном примере нужно каждый) день по крупицам закладывать в их сознание то, что поможет нам в будущем избежать экологической катастрофы.
Начните с с растений. Например, посадите с ребенком цветок. Пусть он будет самым простым – например, хлорофитум. Главное, чтобы растение было не ядовитое. Попросите у знакомых «детку» (отросток) от хлорофитума и вместе с ребенком поставьте ее в стакан с водой. Наблюдать нужно каждый день до появления корней, а потом объясните ребенку, почему растение нужно посадить в почву, а не оставлять в воде (там больше питательных веществ). Вместе с ребенком пересадите в горшочек и поручите ему заботиться о растении (нужно объяснить про полив и рыхление). Расскажите, что растение очищает воздух. Примером может случить сравнение воздуха на автомобильной трассе и в лесу.
Если вы уезжаете в отпуск, спросите ребенка, что нужно делать: оставить растение как есть или поручить его на время соседям или бабушке. Чувство ответственности нужно воспитывать с малых лет! Объясните, что будет, если растение не поливать долгое время. Если ребенок хорошо справляется с заботой о растении, достаточно ответственен, то ему можно предложить позаботиться то котенке (рыбке, птичке и т. д.). Тут ответственность другого уровня, посерьезнее: кормить, убирать за животным, а не только играть с ним (как думают многие дети). И это ежедневная забота! Обсудите с ребенком возможные последствия его действий и бездействий доступным языком. Благодаря этому ваш малыш вырастет добрым и ответственным, он не будет ломать деревья, кидать камнями в птиц, разорять гнезда, не пройдет мимо чужой беды.
Хотелось бы поделиться собственным опытом. Мы своим трем детям всегда заводили беспородных котов (из серии «Отдам в добрые руки»). Зачем покупать дорогих породистых котов, если можно дать шанс выжить и иметь дом обычному котенку. По моему личному опыту, они самые благодарные, а сколько радости приносят детям! Старшая дочь помогла выжить коту, которого нашла в нашем районе: накормила и пристроила, используя социальные сети. Не так давно, средняя дочь вместе с друзьями посетила приют для кошек и собак. Они привезли угощения животным и хорошо провели с ними время. Теперь она знает, как они туда попадают, и как им ищут новых хозяев.
Сын ответственен за птиц: у нас дома все остатки после обеда (крошки и т. д.) не выбрасываются, а идут на корм голубям. Особенно это важно зимой. Сын понимает, что помогает выжить птицам в трудное время. Сын с ранних лет больше интересовался насекомыми, наблюдал за жуками и стрекозами, не боялся пауков.
Часто родители совершают большую ошибку, пугая детей (не трогай, грязный, ядовитый, укусит). После этого ребенок боится даже пролетающей за три метра от него мухи, визжит при виде паучка, давит ногой проползающего мимо жука. Пчела не ужалит, если ее не трогать! Паук не укусит человека (в нашем регионе нет ядовитых пауков).
Мой сын в годик помогал папе копать червей на рыбалку, иногда катал их в грузовичке, а потом отпускал их обратно на грядки, так как я ему вовремя объяснила, что черви нужны природе. Расскажите, что черви рыхлят землю в нашем огороде, помогают расти овощам, а еще их кушают птицы (начинается объяснение элементарной пищевой цепи). Если сын видел что-то удивительное (для его лет, он старался мне это показать, а я всегда отвечала на его вопросы. «Почемучки» быстрее развиваются. Один раз он из озера принес показать мне пиявок, правда положил их в карманы.
Сейчас, в 10 лет, он любит наблюдать на даче, как пауки плетут сети, ловят мух. Мухи вредные насекомые, могут переносить на лапках микробов. Но если в паутину случайно попадет бабочка, мы ее спасаем, стараемся не повредить ей крылышки. Я научила сына спасать полезных насекомых (бабочек, пчел, если они случайно залетели на веранду, а потом беспомощно бьются о стекло. Никто не осмелится рукой схватить пчелу, а вот банкой – легко: накрываем насекомое банкой, а потом вставляем лист бумаги между окном и банкой, выносим на улицу и выпускаем. Сын знает, что бабочки и пчелы нам пригодятся, они будут опылять растения в огороде. Еще мои дети видят, что мы на даче вместо «химии» привлекаем птиц: воробьи и ласточки - наши друзья. Всех вредных жуков и гусениц они съедят (пищевые цепочки). Заодно объясняю, как может «химия» погубить полезных насекомых.
Еще немного о «химии» с раннего возраста. Часто мамы в городе, гуляя с малышом после дождя, видят на лужах разводы от нефтепродуктов. Ребенок, обращая внимание на это в первый раз, обязательно заинтересуется и спросит маму, что это такое. Не откладывайте, а сразу объясните, что это нефтепродукты от машин на доступном возрасту ребенка языке. Расскажите, что вода в луже сильно загрязнена, но там нет рыб, а только микробы, и что рыбки бы в такой воде жить не смогли. Благодаря этой беседе, у ребенка сформируется представление о загрязнении окружающей среды. Можно провести сравнение лужи и океана (большой и маленький). Если в луже от разлива топлива пострадают только микробы, то в океане погибнут морские обитатели, если танкер разольет нефть. Ребенку постарше можно объяснить, что это называется экологической катастрофой. Так же найдите фото пострадавших животных, измазанных нефтепродуктами, и расскажите про способы их спасения.
Гуляя по парку, расскажите ребенку, что есть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Покажите некоторые их них, поясните, что если их сорвать, то их дети могут не увидеть такую красоту. Чтобы спасти эти растения, нужно просто их НЕ РВАТЬ! Вы можете ими полюбоваться или сфотографировать.
У меня дома есть своя Красная книга, которую я, в том числе, использую на занятиях в саду и на кружке по экологии. Больше всего в своих рассказах я уделяю внимания защите животных и растений в нашем Подмосковье, тем более что в шаговой доступности от нас находится национальный парк «Лосиный остров». Туда дети совместно с родителями могут пойти на прогулку.
Своих детей я учу, что в природе все взаимосвязано, что там нет ничего лишнего. Нужно все постараться сохранить, чтобы будущие поколения смоги бы увидеть такую же красоту!
Замараева Елена Анатольевна, воспитатель
МБДОУ №48 «Журавушка» г. Балашиха.