Папки-передвижки

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Олеся Московцева
Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе

Мир культуры, с которым человек сталкивается ежедневно, многогранен. Он представляет собой большое количество самых разных культурных форм, текстов, практик. Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, развитие) – «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности социума; совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни».

Публикация «Сущность и характеристика понятия „русская народная культура“ в научно-педагогической литературе» размещена в разделах

Этнографы делят культуру на материальную и духовную. Ядро культуры составляют ценности и исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Одним из самых противоречивых и ускользающих типов культуры является народная культура. Она несет в себе народную мудрость, просвещает и наделяет людей определенным видением окружающего мира. Народная культура до сих пор представляет для культурологов, этнологов, историков, филологов сложный феномен, который малоизучен в гуманитарной науке. Ученые и сегодня спорят о статусе народной культуре и ее видах, о носителях народной культуры и той нише, которую занимает данная культура сегодня.

Народная культура – это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности.

Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.

Народная культура представляет собой определенный тип культуры, который отражает народный уклад, образ жизни, а также создается и передается народом на протяжении длительного периода времени.

Важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. Такая культура как мозаика соткана из большого количества фрагментов, каждый из которых тянется вглубь веков. Народная культура как культурная память - она отражает определенный пласт прошлого того или иного народа, и в своих проявлениях как бы рассказывает нам о событиях, людях и даже эпохах.

Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры (например, русской).

В трансляции этнокультурных ценностей в настоящее время особая роль принадлежит образованию, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы помочь молодому поколению обрести себя в творчестве и сформировать собственный культурный образ. Произведения русской народной культуры, обладающие духовной ценностью и глубинным смыслом, являются одним из важнейших каналов воздействия на молодую личность. В связи с вышесказанным видится целесообразным рассмотреть сущность понятия «русская народная культура» и выявить ее педагогический потенциал.

Русская народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка и согласием обрядов и традиций. Возникающая изначально в первичных племенных объединениях, она отличается определенной долей «простоты», синкретичности и поэтому является доступной детям с рождения.

Передаваемая «изустно», она обогащает различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов [2, с. 87].

Исследователи-философы рассматривают русскую народную культуру как систему исторически развивающихся программ жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Русская народная культура в широком смысле понимается ими как вся прогрессивная культура (созданная профессионально и непрофессионально) и обладающая качеством народности; в узком смысле – как часть культуры общества, созданная трудящимися массами (непрофессионально, выражающая их миропонимание и мироощущение [22, с. 84].

Социологами под русской народной культурой понимается многомерная система, «пронизывающая» все сферы социума, выступающая как результат и качественная характеристика деятельности членов общности и реализующая функции, связанные с решением задач социальной коммуникации [24, с. 20].

В рамках художественно-эстетического подхода русская народная культура рассматривается как воплощение красоты и гармонии [8, с. 30].

Культурологи рассматривают данное понятие как «мир символических значений, сконструированного с целью фиксации и трансляции информации, творческих новаций, интеллектуальных и образных рефлексий бытия» [15, с. 166].

Русская народная культура характеризуется тем, что не имеет четких границ, она присутствует во многих элементах социальной жизни.

Она устойчива во времени, она инертна и характеризуется тем, что мало и медленно меняется. Это объясняется тем, что характерная черта русской народной культуры – это ее историчность, поскольку она тесно связана с прошлым русского народа, вокруг которого она образовалась.

Народная культура черпает свой потенциал в пластах древней истории народа. Она призвана сохранить и передать в своих приметах, сказаниях, костюмах и других элементах часть духовного мира нашего народа.

Русская народная культура не поддается модернизации или кардинальным переменам, а если и меняется, то лишь от того, что ее носители привносят в тексты свое видение и прочтение. Поэтому, один и тот же текст народной песни может варьироваться в разное время (например, меняться слова) или в разных регионах песня может исполняться по-разному. Причем ценность отдельного элемента народной культуры (былины, легенды, рецепта, предмета быта) определяется аутентичностью, то есть подлинностью.

Русская народная культура характеризуется тем, что она синкретична и многогранна в своих проявлениях. Народная культура регламентирует не одну или несколько, а целую совокупность сторон жизни людей. Она образует своеобразный способ видения мира в текстах, творчестве, традициях, принципах жизни и тем самым определяет нормы (или законы) отношений между людьми. Русская народная культура комплексно проявляется в следующих сферах жизни человека:

- воспитание детей (народные колыбельные песни);

- хозяйственный уклад (традиции посевных или уборочных работ в поле);

- приготовление и употребление пищи (рецепты народной кухни);

- отношения с природой (народные приметы);

- дом и одежда (народный костюм или убранство дома);

- отношения между людьми (ритуалы встречи гостей);

- речь и язык (особые выражения речи);

- досуг и праздник (традиции проведения народных гуляний);

- творчество (художественные промыслы, ремесло) и др.

Русская народная культура носит, преимущественно, повседневный характер, она является частью ежедневных практик обычного человека. Повседневный характер народной культуры означает, что она передает в своих текстах то, как устроена ежедневная жизнь обычного человека, в том числе и бытовая (в семье и вере, в празднике и горе, в труде и досуге и т. д.). Она показывает в пословицах, сказках, легендах, обрядах, песнях и многом другом как человеку поступать и чем руководствоваться в разных ситуациях своей повседневной жизни.

Воспитательная сущность русской народной культуры, органически впитавшая все лучшие традиционные формы педагогического воздействия на личность и связанная с историко-культурными процессами, глубоко укорененная в духовно-творческом опыте народа, воплотилась в ее педагогическом потенциале, который выступает как совокупность сил, действие которых актуально или может быть актуализировано в определенных условиях и при наличии соответствующих факторов [13, с. 99].

При исследовании содержания педагогического потенциала русской народной культуры можно выделить несколько его компонентов:

- обучающий (знания в области русской народной культуры, традиционные методы и приемы творчества) – обеспечивает приобретение глубоких этнокультурных знаний, навыков и компетенций в области художественного творчества, искусства;

- воспитывающий (духовно-нравственная и эмоциональная насыщенность русской народной культуры, возвышенные устремления и ценности, духовные качества русского человека) – обеспечивает формирование творческих духовно-нравственных, волевых качеств, бережного и уважительного отношения к окружающему миру, отечественному и мировому этнокультурному наследию; патриотических чувств к своей Родине;

- развивающий (самобытность русской народной культуры, творческое многообразие, созидательные смыслы) – обеспечивает эффективное совершенствование художественно-творческой деятельности, индивидуально-личностных качеств;

- ценностно-нормативный (нормы, традиции, ценности и смыслы русской народной культуры) - обеспечивает формирование мировоззрения; ценностных ориентаций и отношений к явлениям действительности и этнокультурному наследию; моделей поведения в обществе [4, с. 94].

Педагогический потенциал русской народной культуры реализует себя в нескольких функциях.

Гносеологическая функция заключается в положительном влиянии на обобщение и систематизацию знаний о феномене русской народной культуры, ее составляющих и специфических особенностях, способах организации творческой деятельности. Понимание уникальности русской народной культуры способствует расширению кругозора, формированию положительной творческой мотивации. Реализация функции происходит через обогащение спектра этнокультурных знаний, повышение эрудиции, преодоление стереотипного мышления. Данная функция способствует формированию толерантного отношения к различным культурам.

Духовно-нравственная функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в системе нравственных требований и норм социокультурного поведения. Молодое поколение как носители народной культуры должны принять систему принципов и норм, соблюдать их и транслировать. Функция регулирует эмоционально-творческий фон; отношения в молодежной среде путем установления взаимных прав и обязанностей на основе нравственных принципов культуры; формирует благоприятный психологический климат; создает позитивную атмосферу, способствующую созданию арт-проектов, обладающих художественно-образной выразительностью.

Функция поддерживается системами норм, в которые включены духовные основы, право, совокупность традиций, мораль, этикет.

Творческая функция педагогического потенциала русской народной культуры проявляется в соблюдении этнохудожественных традиций при создании произведения искусства, интерпретации этих традиций, их актуализации. Условием реализации функции является создание педагогом образовательных технологий, основанных на традициях русской народной культуры.

Аксиологическая функция педагогического потенциала русской народной культуры нацелена на формирование ценностного восприятия культуры и ее артефактов. Это позволяет воспринимать русское народное творчество и его конкретные продукты как неотъемлемую часть общемирового культурного наследия. Опыт ценностного восприятия и отношения к явлениям русской народной культуры способствует анализу и соотношению молодого человека смыслового традиционного содержания народной культуры с общечеловеческими ценностями, нормами и смыслами, а также с его индивидуальным творческим опытом [22, с. 84].

Анализ научных исследований Т. Л. Божинской, В. А. Митраховича, М. Т. Шафикова и др. и структурно-функционального содержания педагогического потенциала русской народной культуры позволил выявить педагогические характеристики данного потенциала :

- коммуникативность: проявляется в том, что приобщение может происходить только в процессе «общения» с народной культурой, постигая которую молодой человек начинает думать, анализировать какую-либо проблему, активно рефлексировать;

- синергетичность характеризуется динамичностью, способностью к развитию, саморазвитию и самоорганизации. Потенциал может находиться в состоянии покоя, а может активно формироваться, развиваться и взращивать дополнительные структуры, самоорганизовываться под воздействием каких-либо условий и факторов;

- опосредованность обусловливается ролью учителя;

- ситуационность проявляется в том, что воспитательный потенциал может «работать» в определенных специально созданных условиях, ситуациях и при наличии факторов, которые будут способствовать максимальному раскрытию данного потенциала. Педагогические ситуации должны быть сопряжены с внутренней жизнью личности, духовно-творческим бытием;

- созидательность обусловливается широкими возможностями творческой самореализации, обогащения собственного творческого опыта этнокультурным содержанием, ценностно-смысловым творческим самоопределением [21, с. 40].

Потенциальные возможности творческого развития личности заложены в художественно-образной выразительности русской народной культуры, под которой мы понимаем ценностно-эстетическое качество, характеризующееся самобытностью историко-этнографического и художественного наследия, раскрывающее сущность изображаемых явлений посредством глубокого эмоционально-эстетического содержания [6, с. 29].

Художественно-образная выразительность как свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений, сюжетов и характеров, передавать отношение художника к материалу творчества, его переживания, чувства, ценности, аккумулирует в себе возможности, которые могут вызывать определенные эмоции у зрителя, ассоциации художественно-эстетического и образного порядка. Она заключает в себе характерные черты символа русской народной культуры как универсального образца в художественном творчестве и метода художественного преобразования мира [11, с. 144].

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить русскую народную культуру как исторически обусловленную систему духовных и материальных ценностей, является мощным культурно-педагогическим феноменом. В русской народной культуре содержится единство эстетического, художественного и нравственного воспитания, что является главным условием эффективности педагогической работы. Педагогический потенциал русской народной культуры является системой различных параметров (этнокультурное ценностно-смысловое наполнение, художественно-образная выразительность и др., выступающих в качестве обучающих, воспитывающих, развивающих возможностей, резервов и ресурсов данной культуры.

Публикации по теме:

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф»Конспект урока по технологии в 1 классе на тему «Народная художественная культура. Барельеф» Цели: воспитание национальной памяти, формирование у детей внимания к духовной культуре, интереса и уважения к историческому прошлому, приобщению.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе
Опубликовано: 19 января 2021 в 17:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность и характеристика понятия «русская народная культура» в научно-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Московцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД