Ольга
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста
Герасимова О. Н. ,
воспитатель ГБДОУ детский сад №80
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Публикация «Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее
на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующие их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Значение дидактических игр :
• являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;
• выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
• развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
• развивают речь детей : расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
• формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
• воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
• свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
• способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств : внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
• математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
• сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
• речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
• музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
• природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
• для ознакомления с окружающим миром (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)
Математические:
«Правильный счет»
«Кто где»
«Читаем и считаем»
«Подбери по форме»
«Точка – путешественница»
Сенсорные:
«Угости зайчика»
«Какой это формы»
«Круг, квадрат»
«Волшебная коробочка»
«Веселые человечки»
Речевые:
«Кто где живёт?»
«Кто как разговаривает?»
«Кто как передвигается?»
«Горячий – холодный»
«Узнай по описанию»
Музыкальные:
«Кого встретил колобок»
«Музыкальный кубик»
«Ритмический кубик»
«Передай кубик»
«Кубик - оркестр»
Природоведческие:
«Где спрятано растение?»
«Что сначала, что потом»
«Времена года»
«Расскажи о животных которые живут в твоем доме»
«Мой портрет»
Для ознакомления с окружающим миром:
«Путаница»
«Летает, прыгает, плавает…»
«Ищи и найдешь»
Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен
«Кто где живет?»
«Опиши, я отгадаю!»
Дидактическая игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем
шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.