Ольга Елистратова
Детский музыкальный фольклор как инструмент развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Детский музыкальный фольклор как инструмент развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Составила: музыкальный руководитель МДОУ "ЦРР - д/с 154" г. Магнитогорска
Елистратова Ольга Вячеславовна
Публикация «Детский музыкальный фольклор как инструмент развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многолетнее пренебрежение народной культурой, отказ от использования её педагогического, эстетического, духовного потенциала сыграл значительную роль в развитии кризиса национальной идентичности, в котором оказалось современное общество. Процессы отчужденности от корневых основ культуры своего народа общества, могут привести к искажению самой природы культуры, её духовно-созидательных начал. Ушинским К. Д. в 60-70-гг. 19 века была разработана национальная теория воспитания, использующая воспитательные и развивающие приёмы народной педагогики, закреплённые в жанрах детского фольклора. Именно такая система воспитания учитывает врожденные представления человека о мире, коллективное бессознательное, т. е. национальные архетипы. Вместе с фольклорными текстами ребёнок усваивает основные мифологемы, которые способствуют развитию способности к эмпатии, задают принципы взаимоотношений, норм поведения и т. п. Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка. Никакие специально сочинённые произведения для детей не могут заменить исторический слой ранней словесности и музыкального фольклора.
Стоить отметить, что детский фольклор – это комплексная педагогическая система, которая полностью отвечает требованиям современного дошкольного образования :
1. Жанры детского фольклора учитывают психофизиологические закономерности развития и т возрастные особенности детей, помогают формировать необходимые для каждого возраста навыки и умения. Музыкальные жанры детского фольклора появляются в жизни ребёнка в определённой последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для каждого возраста. Это делает его доступным для детей любого дошкольного возраста.
2. Все фольклорные произведения соединяют в себе слово, музыку, движение, театральность. Песня и танец - это музыка не только для слушания, или движения, это музыка для исполнения, разыгрывания, поэтому она дает достаточно поводов для соучастия в ее воспроизведении. Через них ребёнок может проявить себя и своё творческое начало.
3. Детский фольклор – это близкая и понятная детям форма коммуникации.
Народное искусство, песня и танец –наиболее подходящие образцы начала музыкального воспитания. В раннем детстве закономерно обращаться к старейшим языковым формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Имена, зовы, рифмующиеся созвучия, волшебные заговоры, загадки, заклинания, сказки, сага и миф – вот наилучший материал для раннего гуманитарного развития. Передающиеся из поколения в поколение тексты не требуют актуализации и всегда действуют на детей непосредственно и безотказно. Сохранение и культивирование фольклора - это сохранение основ культуры нации, защита культурной среды обитания. Ведь ребенок повторяет в своем детстве развитие человеческого рода, и поэтому, понятия и представления мира современности не должны составлять первоначальную среду для формирования интеллекта и психики ребенка.
Фольклорный материал, который можно и нужно использовать в работе по музыкальному развитию детей дошкольного возраста чрезвычайно разнообразен. Это колыбельные, зимние колядки, «заговоры погоды», зазывания весны и лета. Обрядовая поэзия, самая древняя, и сказка являются неотъемлемой частью мира детства. Сказка, даже страшная, волшебная, таинственная, должна поддерживать веру в «добрый мир» и конечную справедливость до тех пор, пока сознание ребенка не будет в состоянии самостоятельно выбрать свою личную установку, сформулировать свою точку зрения. Использование различных исторических пластов русского словесного и музыкального фольклора дает реальную возможность каждому новому поколению ощутить тесную архитипическую, генетическую связь со своими истоками, национальными корнями, получить энергетический и духовный заряд истинно народного музыкального искусства, созданного веками.
Таким образом, детские фольклорные произведения, являясь частью народной культуры, креативны по своей сути. Атмосфера товарищества, содружества, взаимопонимания создаёт благоприятные условия для дружеских гармоничных межличностных отношений, обеспечивают реальную свободу для самовыражения, предоставляют каждому ребёнку-дошкольнику возможность яркой личной реализации, что способствует формированию творческой самодостаточной личности.
Используемые материалы:
1. Донгаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики К. Орфа. - // Педагогическое образование в России,. 2014г., № 7, с. 144-149.
2. Материалы семинара С. Жилинской «Лада, Лад и Ладушки – Варна, 2018 г.
3. Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.