ольга давыдочкина
Деловая игра «Азбука общения с ребенком»
Деловая игра "Азбука общение с ребенком"
Давыдочкина Ольга Анатольевна
городской округ Серпухов
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия детей и родителей. Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.
Публикация «Деловая игра „Азбука общения с ребенком“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Abstract : this article deals with the problems of interaction between children and parents. The family is one of the most important elements of modern society. The psychological state of all its members depends on the well-being and harmony in the family.
Ключевые слова: взаимодействие, общение, ребенок, семья
Keywords : interaction, communication, child, family
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер, полицию. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чертовски злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада.
Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети становятся совсем другими. А что же надо современному ребенку? Да то же самое, что нужно ребенку и во все времена : его надо любить, постараться понять и принять его таким, какой он есть. И, как не странно, мы педагоги, порой принимаем и стараемся помочь, откорректировать ту или иную проблему в развитии ребенка, а родители не видят, или не хотят замечать проблем, с которыми сталкивается их ребенок, особенно если его развитии не как у всех…
Проанализировав эти проблемы можно сделать вывод, что необходимо, в первую очередь, самим научиться такому взаимодействию, особенно с родителями, т. е. приобрести профессиональные коммуникативные педагогические умения, а затем перейти к партнерскому взаимодействию ДОУ и семьи.
B сoвременном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к взаимодействию c родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители.
Мне хотелось бы представить одну из нетрадиционной формы работы c родителями в детском саду (деловая игра).
Форма проведения: деловая игра
Тема: «Азбука общения с ребенком».
Цель: Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшить взаимопонимание между родителями и детьми.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в разных ситуациях с детьми.
2. Подвести родителей к пониманию причин возникших трудных ситуаций.
3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения и выхода из трудных ситуаций.
Участники: родители, воспитатели.
Ход игры
Я рада вновь встретиться с Вами, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему взаимопонимания родителей с детьми.
Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
Дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им можете дать только Вы – их родители. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается личностный стиль и появляется представление о самом себе.
В принципе, большинство родителей настроены на то, чтобы общаться с детьми, однако им порой не хватает умения. Пусть Ваш ребёнок знает, что Вы его понимаете и сочувствуете ему. Дети не любят, как и мы с Вами, когда их бранят, читают морали или критикуют, поэтому они часто «выключаются» в разговоре с родителями, а позже пропускают мимо ушей и то, что говорят педагоги.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша ответное тёплое чувство. А что может быть лучше!
Мы все нуждаемся в доброте, любви, понимании, заботе, уважении и улыбке – символ человечности и согласия. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Так, улыбайтесь своему малышу чаще!
Правила деловой игры :
-высказывать свои мысли откровенно и правдиво;
– каждое мнение имеет право на существование;
- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;
- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.
1. Игра - разминка «Поменяемся местами».
Для того, чтобы лучше узнать друг друга, мы поиграем в игру «Поменяемся местами».
-поменялись местами те, кто любит своих детей;
-поменялись местами те, кто имеет сына;
-поменялись местами те, кто имеет дочь;
-поменялись местами те, кто хочет научиться лучше понимать своего ребенка
2. Предлагаю послушать сказку.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот… Что же было дальше? Что за сказка без конца?
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки? Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей влиянием улицы, сверстников, отсутствием у родителей времени на общение с детьми и т. д. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".
3. Упражнение «Нарисуй цветок»
Родители получают цветные карандаши и альбомный лист. Дается установка: нарисовать любимый цветок. После рисунки собираются и вывешиваются на доску-стенд. Подвести итог рисованию ( примерный вывод: ребенок – это цветок, а каким он вырастет, зависит от внимания и заботы родителей).
4. Упражнение «Список правил»
Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.
А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.
Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.
Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие
Но, кроме вербального общения, ребенку необходимо тактильное общение.
Давайте для себя ответим на вопросы:
• Сколько раз в день гладите его по голове?
• Сколько раз обнимаете?
• Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
• Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
• Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
Известный американский психолог Вирджиния Сатир утверждает, что ребенку для выживания нужно четыре объятия в день; для того, чтобы он чувствовал себя хорошо – восемь; а для того, чтобы он рос и развивался как личность двенадцать.
Детям в любом возрасте необходимо ощущать силу вашей любви. Согласитесь, что даже в тридцать вы бы не отказались от «порции» объятий от вашей мамы или папы. Конечно, дети иногда могут сами просить, чтобы вы их не целовали на глазах у их друзей (особенно этого стесняются мальчики, но это никак не значит, что они не хотят получить от вас подобных проявлений любви, - просто демонстрируйте это дома
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!
Благодаря такой форме работы, как деловая игра возрос интерес родителей к поставленной теме. Во время деловой игры родители были активны, внимательно слушали, задавали вопросы, дискутировали между собой. B результате проделанной работы повысилась педагогическая просвещенность и грамотность родителей. Родители стали проявлять интерес к жизни детей, к результатам и продуктами детской деятельности, научились эмоционально поддерживать своего ребенка. Поставленные цели и задачи в ходе деловой игры были полностью реализованы.
Список использованных источников:
1. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О. И. Давыдова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. - 128с.
2. Свирская Л. В. Работа с семьё й: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Свирская - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. - 176 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»