Мария Максакова
Консультация «Английский язык. С какого возраста начинать?»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире владение иностранным языком необходимо каждому образованному человеку. Поэтому изменился возраст учащихся. Если раньше дети начинали изучать иностранный язык в школе, то сейчас его внедряют в детские сады. Действительно, многие родители задумываются над тем, чтобы их сын или дочь начали изучать английский язык как можно раньше.
Публикация «Консультация „Английский язык, С какого возраста начинать?“» размещена в разделах
- Английский для детей. Консультации для родителей
- Английский язык для дошкольников
- Иностранный язык в школе
- Консультации для родителей
- Темочки
Действительно многие лингвисты и психологи настаивают, что иностранный язык лучше изучать с детства. С какого именно возраста? Рассмотрим подробнее.
Мнения по данному вопросу достаточно противоречивы. Кто-то боится опоздать, а кто-то не хочет отнимать у ребенка детство.
И все же, педагоги, лингвисты и психологи все чаще говорят о том, что существует оптимальный возраст для изучения английского языка. Вот только у каждого психолога, педагога, родителя и любого другого исследователя вопроса изучения английского детьми этот возраст разный. Главное, на чем акцентируют внимание все – это то, что процесс изучения языка должен нравится ребёнку.
В последние годы среди родителей появилась какая-то странная мода. Ребенка пытаются погрузить в иноязычную среду с самых ранних лет. Но действительно ли стоит пытаться учить английскому двухлетнего малыша? Сторонники данной позиции утверждают, что ребенок будет учиться языку, подражая своему учителю. То есть, будет неосознанно повторять иностранные слова, пока они не отложатся в его памяти. Но это возможно только тогда, когда дети находятся в иноязычной среде каждый день на протяжении длительного времени. Такое изучение иностранного языка вряд ли можно назвать осознанным.
«В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое – принести неисправимый вред. От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой плохой привычки», - профессор Н. А. Бонк.
Есть положительная сторона обучения детей английскому языку в дошкольном возрасте. Мозг ребенка с рождения очень пластичен и способен запоминать целые языковые блоки. Именно так происходит обучение своему родному языку. Эта способность сохраняется у детей приблизительно до 9–10 лет. Именно в этом возрасте ребенок усваивает большую информацию и использует в своей речи большинство наиболее часто используемых конструкций языка. Аналогичная ситуация складывается при изучении иностранного языка. А разница заключается в том, что родную речь ребенок слышит постоянно, а иностранную от случая к случаю.
Дети дошкольного возраста воспринимают иностранный язык как новое открытие. Они только начинают познавать окружающий мир, и если грамотно подойти к знакомству малыша с иностранным языком, то можно достичь удивительных результатов. В таком случае, иностранный язык станет почти родным для малыша, органично войдя в его систему знаний о мире. В связи этим в настоящее время ведется много разговоров о раннем обучении иностранным языкам, обсуждается, хорошо это или плохо.
Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом».
Большинство исследователей имеют сходное мнение, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3–10 лет. Они считают, что до 3 лет бессмысленно обучать детей иностранному языку, а если начать после 10 уже бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня.
Большинство педагогов и психологов считают, что наиболее оптимальный возраст для старта в мир английского языка 5-6 лет. К этому времени ребенок уже обладает достаточно широким словарным запасом, владеет структурой своего родного языка. Малыш становится усидчив и может сконцентрироваться на определенном предмете и держать внимание в течение нескольких минут. Кроме того, в процессе изучения английского языка, у ребенка развивается память, логика, внимание, воображение, усидчивость, мелкая моторика. На базе развития этих мыслительных операций и навыков происходит знакомство с английскими словами и фразами. Но это будет иметь успех в том случае, если ребенку нравится изучать английский язык. Если же его заставить или надавить, это разовьет лишь отвращение к языку и будет получен обратный негативный результат.
Овладение иностранным языком детей дошкольного возраста становится успешнее еще и потому, что у них более гибкое и быстрое запоминание языкового материала. Также этот возраст отличается тем, что отсутствует так называемый языковой барьер, т. е. страх торможения, мешающий вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать ценными для общения ребенка слова и структуры иностранного языка.
В 5-7 лет у ребёнка очень быстро обогащается словарь родного языка, дети активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать. Именно поэтому в этом возрасте наиболее приемлемый вариант изучения английского языка. Ребёнок владеет достаточно большим запасом знаний об окружающем мире. Не возникает трудностей с изучением новых слов английского языка, если ребёнок уже имеет представление об этом предмете или понятии. Внимание ребёнка становится более концентрированным.
Все это дает возможность избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения английскому языку между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики).
К 7-8 годам малыш уже полностью готов к покорению гранита науки. Если даже вы не начали изучение английского языка с более раннего возраста, через несколько лет ваш ребенок догонит своих сверстников, которые начали занятия, будучи еще дошкольниками.
А теперь о том, как обучаются дети дошкольники английскому языку.
• Главный вид деятельности - игра. Учить бесполезно. У детей преобладает непроизвольное запоминание. А это возможно при положительных эмоциях. Дети учатся, играя, легко и непринужденно.
• На занятиях не объясняют грамматические правила, а отрабатывают языковые конструкции или паттерны (от слова pattern – образец, шаблон). Бесполезно, например, объяснять детям 5-7 лет изменение глагола
В каком возрасте ваш малыш начнет изучать иностранный язык решать вам. С какого бы возраста ни начались уроки, иностранный язык должен преподаваться весело, интересно, ярко, красочно.