Елена Водясова
Программа по дополнительному образованию «Английский язык в детском саду» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №8»
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«Английский язык в детском саду»
Для детей 5-7 лет (на 2019 – 2020 учебный год)
Автор - составитель
Водясова Е. В.
г. Саранск
Пояснительная записка
Публикация «Программа по дополнительному образованию „Английский язык в детском саду“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Программа кружка «Английский язык в детском саду»» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Раннее обучение иностранному языку развивает ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность.
Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждый вид занятий строится как вид общения, максимально приближенный к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятия следует начинать с фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания коммуникативной обстановки во взаимодействии с детьми важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена. Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог проводит занятия.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок,
стихов, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.
Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации.
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-7 минут.
Перечисляя средства, способствующие развитию интереса к иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несё т большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Программа рассчитана на 2 учебных года (64 учебных часа, по 32 учебных часа в год, 1 час в неделю.
Возраст: 5 – 7 лет.
Длительность занятий: 30 минут.
Цели:
ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
введение элементарных языковых конструкций;
создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;
воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;
развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные :
приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
развивать элементарные языковые навыки и умения;
формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
Развивающие:
развивать мышление, память, воображение, волю;
расширять кругозор воспитанников;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности;
развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.
Тематический план
Первый год обучения
№ п/п
Тема
Всего занятий Количество часов
теория
практика
1 Приветствие Знакомство
4 2 2
2 Мои игрушки
4 1 3
3 Радуга-дуга
4 1 3
4 Животные
4 1 3
5 Учусь считать
5 2 3
6 Я люблю
3 1 2
7 Времена года
5 2 3
8 Повторение
4 4
Итого
32
Тематический план
Второй год обучения
№ п/п
Тема Всего занятий Количество часов
теория
практика
1 Буквы и их песенки
5 2 3
2 Моя семья
3 1
2
3
Рождество и новый год
3 1
2
4 Части тела
5 2 3
5 Я умею все на свете
4 2 2
6
Моя неделя
4 1
3
7 Одежда
5 2 3
8 Повторение
3 3
Итого
32
Тематическое содержание курса.
Первый год обучения
Тема Содержание Методические приемы
Приветствие. Знакомство Знакомство с приветственными словами: «Hello, hi, good morning, good bye», игра «Тук-Тук», Введение речевых образцов «My name is…/ I am…», вопросов «What is your name, Who are you»? Игра «Тук-Тук», ролевая игра «В гостях у Буратино», игра «Веселая лисичка», видео по теме
Мои игрушки Введение лексики по теме: «A doll, a ball, a car, a truck, a baloon, a ship, a byke». Введение речевых оборотов: «This is a. I have got a. Is this a.? Have you got a … ?» Введение прилагательных, обозначающих размер: «Big, little» Компьютерная презентация по теме, творческое задание, игра «У кого игрушка?», видео по теме
Радуга-дуга Введение лексики по теме: «red, green, yellow, brown, black, blue, white, orange»; Введение речевых конструкций типа «it is (red, What color is it? The pig is pink» Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (игрушек разных цветов, разучивание стихов-договорок, игра «раскрась», творческое задание по теме.
Животные Введение новой лексики: «a bear, a hare, a frog, a wolf, a fox, a pig, a cat, a mouse, a bird, a horse», закрепление ранее пройденных речевых оборотов: «Who are you? This is a, I have got a …., What color is it?», прилагательных, обозначающих цвет и размер. Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (игрушек разных цветов, разучивание стихов-договорок, игра «раскрась», творческое задание по теме.
Учусь считать Введение количественных числительных от 1 до 10, Введение конструкций «I am 5/6, How old are you? I can see., How many.», изучение понятия «множественное число». Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (игрушек, карточек, счетных палочек, игра «лото», ролевая игра «телефон», видео по теме.
Я люблю Новая лексика: «bread, butter, milk, sugar, honey, meat, fish, porridge, sweets», введение новых конструкций: «I like., I don't like., What do you like, Here you are» Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (игрушек, карточек, ролевая игра «магазин», ролевая игра «кормим животных», видео по теме.
Времена года Новая лексика по теме: «winter, spring, summer, autumn», названия месяцев, введение речевых конструкций «Is it (spring? - Yes\No it is\not», введение глаголов действия «to run, to sing, to play football, to swim, to jump, to ski, to walk» в сочетании с модальным глаголом can. Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (игрушек, карточек, творческое задание (рисование, аппликация по теме, ролевая игра «зоопарк», видео по теме.
Тематическое содержание курса.
Второй год обучения
Тема Содержание Методические приемы
Буквы и их песенки Изучение названий английских букв. Разучивание стихов с названиями этих букв, раскрашивание букв и предметов, названия которых начинаются с них. Разучивание песенки ABC. Компьютерная презентация, использование интерактивной азбуки, творческое задание (рисование, разучивание песни. Видео по теме.
Моя семья Введение лексики по теме: «mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather». Повторение речевых оборотов: «I have a. I have got a. Is this a.? Have you got a … ?» Введение притяжательных местоимений: «my, his, her» Компьютерная презентация по теме, творческое задание (рисование, игра «Расскажи о себе», игра «Путаница», видео по теме
Рождество и Новый год Введение лексики по теме; Введение речевых конструкций типа «Happy New Year, Merry Christmas, Santa, etc.», повторение лексики и речевых оборотов из тем «Игрушки», «Цвета» и «Времена года». Разучивание рождественской песенки Jingle bells, изготовление новогодних поделок. Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (карточек, игра творческое задание по теме, разучивание песни, мультфильм по теме
Части тела Введение новой лексики: «a head, a neck, a shoulder, a hand, a leg, a back, a stomach, a foot, etc», Разучивание песни «Head, shoulders, knees and toes», закрепление ранее пройденных речевых оборотов: «This is a, I have got a …., What color is it?», прилагательных, обозначающих цвет и размер. Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (карточек, ролевая игра «Айболит», творческое задание по теме (рисуем портрет, разучивание песни, угадай-ка, зарядка с командами на английском языке. Видео по теме.
Я умею все на свете. Повторение глаголов движения «to jump, to run, to clap, to play” и т. п. что дети умеют делать (can) и что любят делать (like). Введение названий подвижных игр: «рlay, football, basketball, hockey, badminton, chess, table tennis, tennis”, разучивание песни «If you're happy» Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (карточек, подвижные игры, разучивание песни, видео по теме.
Моя неделя Новая лексика: «Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday», введение новых конструкций: «Today is.», Разучиваем стих «Solomon Grundy», Разучивание песни «Days Of The Week». Игра, где детям нужно расставить все дни недели по порядку. Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (карточек, игра «дни недели», разучивание стиха и песни, видео по теме.
Одежда Новая лексика по теме: «blouse, skirt, shoes, T-shirt, etc.», сочетание новой лексики с ранее изученной, обозначающей цвет, размер и принадлежность. Введение речевых конструкций «I take on. I take off.», повторение конструкций «I have got a». Компьютерная презентация, использование наглядных пособий (кукол в различной одежде, карточек, творческое задание (раскрашивание по теме, игра «магазин одежды», видео по теме.
Основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов : визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
Виды работы с обучающимися:
1. Работа над произношением.
а) рифмовки
б) стихотворения
в) договорки
2. Работа с игрушкой.
а) диалог с игрушкой
б) описание игрушки
3. Работа с картинкой.
а) описание картинки
б) игра “Что исчезло”
в) “Найди картинку”
Организация работы в группе:
В процессе занятия дети сидят или стоят полукругом, или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Содержание занятия:
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и диски с записями стихов и песен на английском языке.
Примерный план:
Приветствие.
2. Речевая разминка.
3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Подведение итога.
Принципы работы:
Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).
Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.
Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Рекомендации по организации обучения английскому языку
в детском саду.
С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на английском языке, ввести своего рода ритуалы, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы: (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язы, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.
Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т. д., чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, педагогу следует каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на английском языке. На первых занятиях по английскому языку родной язык занимает большое место. Организация занятий, поощрения, объяснения игр проводятся на родном языке. По мере изучения английского языка надобность в использовании родного языка сокращается. Родной язык может быть использован на занятиях по английскому языку как проверка понимания речи ребенком. Для этого можно использовать известную для любого возраста детей игру «Переводчик».
В процессе обучения детей английскому языку можно использовать следующие приемы обучения: хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и спокойных игр, рисование. И обязательно один или два раза в год проведение праздников на английском языке, чтобы дети могли показать свои знания и умения родителям, друг другу, чтобы возрос уровень мотивации в изучении этого предмета.
Работа над произношением.
Особое внимание при обучении английскому языку необходимо уделять постановке произношения. Психофизические особенности малышей дают возможность им имитировать самые сложные звуки английского языка. Вместе с тем при обучении произношению необходимо пользоваться не только имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения. Объяснение артикуляции должно быть доступно пониманию и иметь игровой момент. Детей, у которых плохо получается некоторые звуки, следует чаще привлекать к участию в играх-упражнениях на эти звуки. Для выработки правильного произношения и интонации следует широко применять хоровые виды работы, хотя это и не исключает индивидуальной работы с каждым ребенком. Хорошими упражнениями для закрепления произношения являются считалочки и скороговорки.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимо использовать достаточное количество учебного времени на дополнительную, индивидуальную работу каждого ребенка.
Работа с игрушкой или картинкой.
Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память, следует вводить слова английского языка путем наглядной семантизации. В этих целях для занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее выразительность, с тем, чтобы тот предмет, который вводится в речь детей, был наиболее рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке.
Разучивание и декламация стихов, песенок.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников английскому языку возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.
Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы
слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны специальные упражнения и игры со словами вне контекста стихотворения.
Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание.
Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение хоровой работы над рифмовкой способствует консолидации группы детей. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно.
Влияние английского языка на звуковую культуру речи родного языка.
Важно избежать смешения в языке ребенка английского и русского произношения, поэтому при серьезных нарушениях речи у ребенка следует повременить с изучением второго языка.
Предполагаемый результат обучения.
Первый год обучения.
К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, 10 готовых речевых образцов :
Я (имя).
Мне … (возраст).
Я вижу…
Я умею…
Я люблю…
Я имею…
Я могу…
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут?
Умеешь ли ты?
Есть ли у тебя?
А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.
Второй год обучения
Словарный запас детей к концу второго года обучения должен составить около 100 слов. Речевые образцы : 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа. Дети должны уметь рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.
Учебно-методическое обеспечение
На занятиях используется:
Экранно-звуковые пособия:
- CD-диски с аудио и видео контентом;
- Мультимедийные презентации
Печатные пособия:
- Карточки с буквами и знаками транскрипции;
- Распечатки тематических раскрасок
- Тематические картинки.
Интерактивные учебные пособия:
- Азбука
- Обучающие компьютерные программы
А также различные игрушки, демонстрирующие предметы по темам.
Очень важным средством обучения дошкольников и младших школьников являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей.