Лучший педагог года

Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников (2 фото)

Валентина Влахно
Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье рассматривается вопрос эффективности проведения диагностики сформированности нравственных представлений дошкольников методом беседы. А также приведены итоги сравнительного анализа методов формирования представлений о нравственных качествах.

Публикация «Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: нравственность, нравственные представления, дошкольник, диагностика нравственных представлений, формирование нравственных представлений, игровая деятельность, метод проектов.

Одной из важнейших задач современной системы образования является обеспечение условий для формирования нравственного развития детей дошкольного возраста.

Наиболее полным определением понятия «нравственность» мы считаем определением, которое дается Н. А. Ветлугиной: «…нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм, под которыми подразумеваются идеалы добра и зла, справедливости и т. д.» [1]. Нравственные качества личности являются целостным результатом воспитания и развития дошкольника. Однако, прежде чем направлять педагогические усилия на развитие нравственных качеств, необходимо сформировать верные представления дошкольников о нравственных качествах.

Первым этапом формирования представлений о нравственных качествах, выступает диагностика сформированности этих представлений. Одним из широко применяемых методов такой диагностики является метод беседы. Однако в реальном исследовании, было выявлено, что данный метод обладает существенным недостатком, проявляющимся в следующем. Во-первых, нет четкого эталона, что именно принимается за норму достаточной сформированности нравственных представлений дошкольников. Так, например, форма беседы, разработанная Г. А. Урунтаевой и И. Б. Дермановой, предлагает в качестве эталонного критерия возрастные нормы того или иного возраста дошкольников [2]. Методика авторов выстроена в форме ключевых вопросов, по ответам на которые исследователь может понять, насколько каждый ребенок выборки соответствует показателю сформированности представлений о нравственных качествах, соответствующих определенному возрастному периоду (5-6 лет, 6-7 лет и т. д.). Данного критерия зачастую недостаточно при проведении диагностики в конкретной выборке. Поэтому при проведении исследования данным методом необходимо ставить уточненные критерии, подробно описывать, что считать эталоном, какие формулировки сформированности представлений о нравственных качествах берутся за образец сравнения. В противном случае исследование может получиться неинформативным и не отвечать поставленной цели.

В качестве рекомендаций, выделим необходимость уточнения результатов, полученных методом беседы, другими методиками, имеющими более четкие диагностические контуры. Среди них отметим тестирование, которое в отличие от беседы позволяет точно идентифицировать полученные ответы, позволяет вывести конкретную статистику ответов «да»-«нет», по которой можно судить об общей сформированности представлений о нравственных качествах в исследуемой группе.

Следующим этапом формирования представлений о нравственных качествах является выбор методов и методик, направленных на совершенствование, уточнение и усвоение дошкольниками представлений о нравственных качествах. Нравственное воспитание, по мнению Н. В. Архангельского, многоуровневый процесс [3]. В основе нравственной привычки лежит положительная мотивация. Нравственные поступки, совершаемые ребенком, происходят под влиянием моральных установок [3]. Таким образом, перед педагогом стоит задача сформировать мотивы ребенка, которые будут способствовать осознанному и обоснованному поведению детей. Отсюда следует, что основное развитие правильной сформированности нравственных дошкольников должно происходить в деятельности, которая интересна, понятна и доступна ребенку.

В условиях дошкольного учреждения, такой деятельностью выступает игра, ведь в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей активностью ребенка, важнейшим инструментом становления личности. Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Однако в существующих исследованиях, посвященных педагогическому руководству игрой в дошкольном возрасте, недостаточно внимания уделяется способам управления игровой деятельностью в ходе развития нравственных представлений детей дошкольного возраста. Одним из таких способов выступает проектная работа.

Нами был проведен педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности применения игровой деятельности, выстроенной в форме сюжетно-ролевого проекта. В нашем эксперименте, результатом проекта выступила театральная постановка по сюжету известной сказки «Заюшкина избушка».

Следует отметить, что метод проектов, как преемник игровой сюжетно-ролевой деятельности в дошкольном учреждении, является исследовательским методом, позволяющим детям полностью погрузиться и пропустить через себя исследуемую тему или проблему [4]. Соответственно, он вполне подходит для реализации цели создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий становления и развития сформированности нравственных представлений дошкольников.

В ходе педагогического эксперимента, было проведено сравнение двух методов : 1) слушание детьми сказок, с последующим обсуждением поступков и личностей героев, с точки зрения нравственности, т. е. понятий добра и зла, справедливости-несправедливости, трусости-смелости и т. д. [5]; 2) создание проекта в рамках игровой деятельности, результатом которого стала театральная постановка. Проектная работа показала существенно лучший результат.

Он оказался выражен в том, что при обсуждении театрального проекта, дети живо обсуждали персонажей, давали более развернутые ответы, оценивая их личность или поступок, демонстрировали лучшее понимание нравственных мотивов, анализируя как положительные и отрицательные, так и спорные и неоднозначные поступки героев.

Кроме того, метод проектной работы позволил получить важный косвенный результат. Он заключается в том, что само участие в коллективной работе, погружение в активную сюжетно-ролевую деятельность, направленную на углубление понимания понятий «нравственность», «нравственные качества», дало детям широкое поле для самооценки и проработки реального нравственного выбора. Так, участники проекта освоили нравственный выбор в условиях создания конкуренции (при распределении ролей, где проявили готовность поделиться ролью, уступить товарищу. Также, в ходе проекта, дети демонстрировали такие нравственные качества, как взаимовыручка, желание помогать, поддержка и т. д. То есть сама деятельность по созданию игрового проекта оказалась более эффективным методом формирования представлений о нравственных качествах, по сравнению со слушанием и обсуждением сказок. Также данная деятельность лучшим образом способствовала эффективному закреплению и более глубокому пониманию нравственных установок как обсуждаемых сказочных персонажей, так и самих дошкольников при анализе процесса создания и разыгрывания спектакля.

Полученные выводы о недостаточной точности проведения диагностики сформированности нравственных представлений дошкольников методом беседы, а также выводы о высокой эффективности подаче игровой деятельности методом проектной работы, обогащают педагогическую практику и дают предпосылки для проведения исследований, направленных на уточнение и подтверждение данных выводов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М. : Айрис-Пресс, 2012. – 79 с.

2. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников : монография / Н. В. Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с. ISBN 978-5-98492-097-1

3. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание : Сочинения в 4–х томах /– Москва: Просвещение, 2011. – 291 c.

4. Дейзенгер Т. Метод проектов как средство работы с детьми по гражданскому воспитанию в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т. Дейзенгер // maam.ru : сетевой журнал, 2016. URL : https://www.maam.ru/detskijsad/metod-proektov-kak-sredstvo-v-rabote-s-detmi-po-nravstveno-patrioticheskomu-vospitaniyu-vuslovijah-realizaci-fgos.html (дата обращения 21.10.2020).

5. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Методическая литература по дошкольному воспитанию / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика- Синтез, 2019. –244 с.

Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников
Фото №1 Аннотация в статье рассматривается вопрос эффективности проведения диагностики сформированности нравственных представлений дошкольников методом беседы
Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2022 в 19:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ эффективности методов диагностики и формирования нравственных представлений старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Влахно в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД