Анна Новгородова
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие шестое
Задачи:
Формирование познавательных мотивов учения.
Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.
Ход занятия
Дискуссия «Зачем необходимо учиться?»
Не имеет жесткой структуры. Опирается на знания, полученные на предыдущих занятиях и личный опыт ребенка. Важно показать этапность учения и главную цель. Например:
-Учимся выводить буквы. Зачем?
-Чтобы писать.
-А зачем учиться писать?
-Чтобы уметь писать письмо, подписывать документы.
-Зачем нам важно это уметь?
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поднимаясь на более высокий логический уровень, мы формируем познавательные мотивы учения.
Беседа на тему «Что такое урок?»
Дети высказывают свои мнения.
Психолог задает учащимся вопрос: - Как можно показать, что ты готов к уроку? Например, в школе есть правило «Готов к уроку» : по звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.
Проигрывание ситуаций
Что нужно сделать:
1. Когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
2. Когда хочешь что-либо сказать;
3. Когда кто-то опаздывает на урок и т. д.
Игра на внимание
Психолог : - На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту
У кого сосед по парте с темными волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед слева с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза и т. д.
-А теперь поговорим о перемене. Что можно сделать за перемену?
Обобщение детей: (за перемену можно приготовиться к уроку, сходить в столовую, переодеться к уроку физкультуры, поиграть в подвижные игры,дежурному стереть с доски)
Подвижная игра (можно по выбору детей).
Выработка правил поведения на перемене осуществляется самими детьми:
- в школе можно смеяться
- в школе можно общаться
- на перемене можно играть
- на перемене нельзя драться
- на перемене нельзя ругаться. и т. д.
Рисование на тему «Что мне нравится в школе?»
Обсуждение рисунков.
Подведение итогов. Прощание.
Занятие седьмое
Задачи:
Научить детей ориентироваться в помещении школы, познакомить с сотрудниками.
Ход занятия
Знакомство с планом-схемой школы.
-Ребята, я принесла план школы. Кто знает, что такое план? Где же находится ваш кабинет? (ответы детей)
Психолог предлагает пройти по школе, ориентируясь по плану-схеме. Предлагает посещение кабинета врача, музыкального класса, столовой, кабинета психолога и т. д. Заранее обговариваются правила проведения экскурсии. Если правила не называются детьми, то психолог задает наводящие вопросы.
Посещение спортивного зала
Учитель физкультуры представляется и задает детям вопросы: Кто делает по утрам зарядку? Для чего нужно заниматься спортом? Кто из вас занимается в спортивных секциях? и т. д. Затем предлагает поиграть в бесконтактный бокс, сымитировать катание на лыжах и т. д. Проводит детей по спортзалу.
Посещение кабинета врача
Психолог знакомит детей с медицинскими работниками. Они проводят беседу с учащимися о здоровье, о прививках, о первой помощи при недомогании и т. д.
Показывают свои кабинеты, медицинскую аппаратуру.
Экскурсия в библиотеку
Знакомство с библиотекарем. Выступление библиотекаря, где он задает детям вопросы, загадки, рассказывает о книжном царстве, показывает хранилище, рассказывает о литературных выставках, правилах пользования книгой, предлагает записаться в библиотеку тем детям, кто уже умеет писать и т. д.
Подведение итогов. Прощание.
Занятие восьмое
Задачи:
Продолжение экскурсий по школе, посещение детского сада.
Формирование позиции школьника, мотивации к учению.
Ход занятия
Психолог предлагает продолжить экскурсию по школе. Напоминает детям о правилах проведения экскурсий.
Посещение столовой
Знакомство с персоналом столовой. Часть занятия может провести повар или учитель технологии, который расскажет об этикете, о правилах приема пищи и т. д. Работник кухни покажет, куда и как правильно сесть, проведет по помещению столовой, покажет кухонный инвентарь и т. д. По желанию можно организовать чай для детей.
Посещение детского сада
-Ребята, многие из вас пришли в школу из этого детского сада (базовый детсад нашей школы №32). Теперь вы можете приходить в детсад поиграть с дошкольниками, можете рассказать им о нашей школе, пригласить их к нам в гости.
Психолог напомнит детям, что можно после школы прийти в группу и помочь воспитателям что-либо сделать, поиграть с малышами после сна, показать небольшой концерт ил спектакль и т. д. Предварительно с первоклассниками можно изготовить подарки для малышей и вручить им. Можно организовать совместную подвижную игру.
Беседа
В классе стоит обсудить посещение детского сада, назвать то положительное и отрицательное (с точки зрения детей, что присутствует и в школе и саду. В качестве домашнего задания можно предложить рисунки об экскурсиях по школе, где предложить детям выразить свои впечатления об увиденном. Напомнить, что в следующий раз дети посетят кабинеты директора, завуча, кабинет психолога. Познакомятся с работой педагогического коллектива, побывают в классах старшеклассников.
Подведение итогов. Прощание.
Занятие девятое
Задачи:
Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
Ход занятия
Психолог : Во время прогулки в школьном дворе вы увидели грустного ученика. Ребята, давайте подумаем: почему он грустный?
Ответы детей.
-Вам его жалко? А как мы можем утешить мальчика?
Дети предлагают варианты, выбирают наиболее подходящие. Психолог предлагает подойти к мальчику и попробовать его утешить.
Упражнение «Настроение»
Демонстрация лиц с различным эмоциональным состоянием: радости, веселья, злости, удивления и т. д. Предложить детям выбрать и «сделать» какое-либо лицо, спросить, что ему хочется сделать в этом состоянии, нравится или нет такой человек и почему? Когда у человека бывает такое настроение?
Психолог : За цветом можно увидеть различные предметы, живые существа. При помощи цвета человек даже может выразить свое настроение. Когда человеку радостно, у него все получается, он доволен, говорят, что он видит все в розовом цвете. А когда у человека неприятности, какого цвета у него настроение? (ответы детей). Итак, если настроение хорошее, то его «рисуют» яркими, светлыми тонами: желтым, оранжевым, красным, светло-зеленым, голубым. Плохое настроение - темные цвета: черный, коричневый, Если трудно определить настроение, показать его можно при помощи синего, зеленого, серого цветов. Я вам предлагаю каждый день рисовать свое настроение.
Таким образом происходит знакомство учащихся с цветодиагностикой и ежедневным заполнением цветового поля эмоционального состояния первоклассника (психолог предлагает детям выбрать квадратик соответствующего цвета и наклеить на поле).
Детям предлагается нарисовать лицо мамы, папы, братьев или сестер-какие они чаще всего бывают.
Игра «Зеркало»
Дети разбиваются на пары, один выступает в роли зеркала, другой - «смотрится» в него, имитируя различные эмоции, затем дети меняются ролями.
Подведение итогов. Прощание.
Занятие десятое
Задачи:
Развитие прогнозирования.
Ход занятия
Материалы:
Аккуратные коробочки (например, из-под парфюмерии, конфет) или обычные конверты, листки бумаги, карандаши, ручки, линейки, ножницы.
Психолог : Ребята, мы сегодня с вами совершим необычное путешествие. Мы отправимся в будущее. С помощью какого транспорта можно попасть в будущее?
Ответы детей.
Если в ответах не прозвучит слово «воображение», психолог может задать наводящие вопросы:
Вы можете представить, что вы будете делать вечером?
А откуда вы знаете, что вечером будете смотреть телевизор?
Где находятся ваши фантазии и воспоминания?
Обычно дети говорят: «Вот тут» (показывая на голову).
Психолог : А в будущее можно попасть с помощью какого транспорта?
Ответы детей.
Психолог : Правильно, с помощью нашего мышления и воображения Мы будем совершать мысленное путешествие в будущее. Сквозь время полетят наши необыкновенные ракеты. Мы с вами полетим в конце первого класса. Сколько месяцев осталось до мая? Какой будет природа в мае? А вы знаете, что в будущее полетит настоящая частичка вас самих? Показывает коробочки – Вот в эти коробочки нужно поместить свою маленькую частичку. Что можно поместить сюда? Ответы детей. -А с вами что произойдет до мая?
(мы станем умнее, взрослее, выше, красивее и т. д.)
Психолог : - А как все это можно поместить в нашу маленькую ракету? Если вы в конце учебного года станете выше, значит вы будете больше весить. Как можно сделать так, чтобы все это уместилось в нашей ракете? Я вам подскажу: можно определить свой рост, и эту мерку положить в коробочку, Можно взвеситься и тоже записать цифры. А весной посмотреть, какими мы стали высокими и толстенькими! Заранее договориться с медработниками о данных веса и роста. Затем дети все это прячут в коробочки-ракеты.
В ракету можно поместить рисунки школы, семьи, друзей, детского сада – такими, какими их видят первоклассники в сентябре. Сюда же можно положить листки с графическим диктантом, тесты на мелкую моторику, поделки, аппликации и пр. Также детям предлагается принести из дома какой-нибудь предмет (камешек, пуговицу, стеклышко и пр., который обладает необыкновенными возможностями и поможет скрасить путешествие в будущее.
Каждый готовит небольшой рассказ о «значимости» этого предмета для полета.
Психолог собирает коробочки и прячет их до конца учебного года.
Игра «Кулачок»
Дети становятся в круг, держась за руки. Психолог легким пожатием руки отправляет «кулачок» по кругу. По знаку «кулачок» останавливается, и ребенку, на ком остановился «кулачок» ребята задают различные вопросы. Отвечающий выходит в середину круга.
-Какого цвета у тебя глаза? Какой сок ты любишь больше всего? Какой у тебя адрес? Какой сегодня день недели? и т. д.
Подведение итогов.
Психолог подводит итоги всех встреч с первоклассниками, вспоминая игры, упражнения, экскурсии. Выслушивает пожелания детей, их высказывания о школе и т. д.
Прощание.