Марина Эйвазова
Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ
Аннотация. Дошкольный возраст - уникальный период в развитии ребёнка. Игра как эффективное средство для речевого развития. Использование игр с элементами ТРИЗ для активизации речевой деятельности дошкольников.
Публикация «Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Ключевые слова: игра; речевое развитие; творческое мышление; ТРИЗ.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте, выполняет множество функций: формирование мотивации к процессу говорения, воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений, пополнение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической форм речи, развитие общей и мелкой моторики, воспитание культуры речевого общения, развитие звуковой культуры речи.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Для активизации речевой активности детей дошкольного возраста предлагаются следующие игры с элементами ТРИЗ.
Игра «Угадай по описанию». Цель: формировать умение у детей по описанию определять объект. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.
Игра «Назови одним словом». Цель: Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Пример: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля. Потом играющие меняются ролями.
Игра «Исправь ошибку». Цель: развивать связную речь, логическое мышление. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая».
Игра «Чистоговорки». Цель: формировать умение у детей подбирать рифму к звукосочетанию. Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.
Игра «Сочини дальше» Цель: формировать умение у детей подбирать рифму к заданному слову. Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень.». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.
Игра «Дразнилка» Цель: формировать умение у детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т. д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»).
Игра «Живые картинки» Цель: развивать умение у детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
Игра «Да - нет» Цель: развивать умение у детей ориентироваться на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
Игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах» Цель: формировать умение у детей составлять творческие рассказы на основе знакомого сюжета. Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Винни Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.
Игра «Мои друзья» Цель: развивать умение у детей находить общие свойства, функции с объектом, обогащать словарный запас детей, логическое мышление, речь. Воспитатель выбирает любой объект из детского окружения. Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным. Рекомендуется со среднего возраста.
Игра «Объяснялки» Цель: формировать умение у детей составлять цепочку-рассказ, развивать образное мышление. Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки. - В саду стояла яблонька, на которой …- Висели вкусные и спелые яблочки. - Яблочки были спелые и поэтому сами … - Сами падали на землю. - Так как яблочки падали, бабушка… - Бабушка их собирала.
Игры с использованием элементов ТРИЗ предоставляют дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности, создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, расширяется диапазон воображения, стимулируется развитие ребёнка. Технология даёт возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Литература
1. Корзун А. В. Веселая дидактика : элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками : Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн. : Университетское, 2015.
2. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО, 2016.
3. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Думаем, изобретаем, открываем мир: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение; Учебная литература. – 2017.